ФОТО NADIA SHIRA COHEN/THE NEW YORK TIMES
Туристы фотографируются на фоне Колизея в Риме.
Историк Дэвид Поттер недавно написал письмо редактору Financial Times, в котором подверг критике голландского премьер-министра Марка Рютте, заявившего в ноябре, что мигранты спровоцировали падение Римской империи.
По словам Поттера: «Варвары», которые «несут ответственность» за «падение» западной Римской империи в V веке н.э., вовсе не были толпой отчаявшихся мигрантов. Они были сборищем недовольных сотрудников».
Это верно. Многие группы, которые вторглись в Римскую империю, изначально являлись клиентами, которых наняли (или убедили с помощью подкупа), чтобы служить империи, когда ее военная мощь ослабла. И такая ситуация была не только в западной Римской империи или в Риме в целом.
Я сейчас читаю книгу Роберта Хойланда «На божественном пути: арабские завоевания и создание исламской империи», а некоторое время назад я прочел «В тени меча» Тома Холланда. В обеих книгах триумфальное распространение ислама показано в совершенно ином свете, чем представляли себе я и многие другие.
Похоже, что, когда речь заходит о Римской империи, то тут дело не во вдохновленных верой кочевых народах, которые внезапно появились из пустыни и обрушились на ничего не подозревавшие земли. Солдаты и генерал, которые покорили Персию и значительную часть Византийской империи, происходили скорее всего из давно существовавших у границ Персии и Византии государств-клиентов. Это были люди, которые научились искусству войны и многому другому у своих нанимателей. Сперва они совершали набеги, будучи привлечены слабостью Римской империи, а затем превратились в завоевателей, когда эта слабость (возросшая в результате изматывающей войны между Персией и Византией) стала очевидной и сопротивление набегам прекратилось. Другими словами, арабские завоевания были хотя бы поначалу очень похожи на завоевания вестготов.
И, как отмечает Хойланд, арабы были не единственной периферийной силой, которая пришла тогда в движение. Авары, например, подошли к стенам Константинополя за несколько лет до арабского нашествия, а различные тюркские народы сеяли хаос в Персии.
Арабы, однако, отличались тем, как они добились политического и религиозного единства. Однако, несмотря на единовременное достижение с огромными последствиями, это, вероятно, был куда более сложный и медленный процесс, чем мы себе представляем, и он происходил в основном после, а не до первоначальных завоеваний. Вся эта концепция великой священной войны, вероятно, была изобретена века спустя.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Переписывание истории
Древние римляне были открыты для иммиграции и процветали благодаря ей. В определенный момент гражданство было предоставлено всем, кто проживал в границах Римской империи.
Кроме того, римляне продержались тысячу лет, а если считать Византию, то и еще больше.
– Michael Boyajian,
Нью-Йорк
Мой знакомый преподаватель колледжа, профессор философии, однажды сказал мне: «Я знал одного историка. Он был лжецом». Он имел в виду, что писать историю слишком просто.
– Без имени, Калифорния
Во времена Рима разница между «недовольными сотрудниками» и «отчаявшимися мигрантами» была невелика.
Римляне заключали союзы с племенами германцев, франков, бургундцев и вестготов, расселяли их и зачисляли в армию, чтобы они не совершали набеги на приграничные области.
Заявление премьер-министра Марка Рютте звучит смешно, поскольку он и его соотечественники скорее всего являются потомками тех самых иммигрантов-франков. Так что это слишком смело с его стороны – оплакивать гибель Римской империи, которую спровоцировали его прародители.
– Gerald Silverberg,
Австрия
Если мы хотим извлечь урок из этого опыта, нам следует избегать стереотипов и мыслить более комплексными категориями.
Глупо воспринимать наплыв арабских беженцев как попытку исламизации Запада.
Но будет слишком большим упрощением рассматривать происходящее просто как последствия политики Буша и Чейни.
– Mathias Weitz,
Германия
Неравное распределение богатства вынудило Рим полагаться на клиентов.
Империя в целом не имела достаточно средств, чтобы содержать достаточно большую армию и охранять свои границы.
– Tim Kane, Аризона
Это не сложный вопрос. В исламе нет ничего неотъемлемо хорошего или плохого, а арабы – такие же люди, как и все остальные.
– Luke, Тайвань
Вестготы не уничтожили Римскую империю. Тем не менее они были беженцами и причинили много неприятностей.
В 376 году н.э. им разрешили массово селиться на территории империи, но, вместо того чтобы стать римскими гражданами, они сохранили свою национальную идентичность и восстали, собрав под свои знамена тысячи готов и германцев.
Сомневаюсь, что Рютте утверждал, будто сирийские беженцы намерены уничтожить чью-то армию, но он, возможно, прав в том, что они вряд ли когда-нибудь станут защищать Голландию и ее народ.
– David Raines,
Массачусетс