ANDREW TESTA FOR THE NEW YORK TIMES Бывший лидер лейбористов Эд Милибэнд ушел в отставку после поражения его партии на выборах в мае. |
После прошедших недавно выборов я не особо внимательно следил за британской политикой, но меня стали просить прокомментировать серьезные претензии Джереми Корбина на лидерство в Лейбористской партии. И у меня появились кое-какие мысли на этот счет.
В первую очередь важно понимать, что политика экономии, проводимая нынешним правительством, не является (вопреки утверждениям британской прессы) единственно возможным ответом на фискальный кризис. Нет никакого фискального кризиса, кроме как в воображении британских Очень Серьезных Людей. Политика правительства сопряжена с огромными издержками, а экономический подъем, который Великобритания пережила, когда урезание бюджета было приостановлено, не оправдывает эти издержки. На самом деле вся идеология сторонников экономии основана на экономических фантазиях, а вот противники экономии исходят из положений современной макроэкономической теории и фактов.
Тем не менее все претенденты на пост главы Лейбористской партии (за исключением Корбина) предпочли полностью перенять идеологию экономии, включая утверждения, что лейбористы проводили безответственную фискальную политику и эта их безответственность привела к кризису. Как говорит оксфордский экономист Саймон Рен-Льюис, когда сторонники лейбористов отвергают такой шаг, они не «смещаются влево», а отказываются следовать за партийной элитой, которая решила сместиться резко вправо.
То, что происходит внутри Лейбористской партии, напоминает мне процессы внутри Демократической партии США во времена Рейгана и Джорджа Буша-младшего: многие ведущие демократы впали, по выражению Джоша Маршалла из Talking Points Memo, в «низкопоклонство» – приняли в целом правые взгляды, но при этом пытались добиться избрания за счет некоторого их смягчения. При Рейгане мне попалась карикатура, на которой демократы излагали свою платформу: большие военные расходы, налоговые льготы для богатых, урезание пособий для бедных. «Но чем вы тогда отличаетесь от республиканцев? – спрашивалось в подписи. – Сострадание – мы заботимся о жертвах нашей политики».
Я не до конца понимаю очевидный моральный коллапс Новой лейбористской партии после выборов, которые, если посмотреть на цифры, не продемонстрировали безоговорочной поддержки тори. И стоит ли удивляться, что многие лейбористы все еще верят в то, за что их партия выступала прежде, и не хотят поддерживать «низкопоклонствующую клику» в ее сдвиге вправо?
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Избранные представители должны оставаться верны своему электорату
Те из нас, кто является лейбористами левых взглядов, не пытаются устроить переворот, мы просто пытаемся добиться того, чтобы партия оставалась верна своим базовым принципам, а избранные нами законодатели представляли тех людей, которых они должны представлять.
Кроме того, наши политические инициативы основаны на конкретных макроэкономических фактах в отличие от провалившейся и дискредитированной экономии.
– C., Великобритания
Если Лейбористская партия хочет отойти от неолиберальной экономики, то ее членам следует избрать лидером Джереми Корбина. Да, мейнстримовские СМИ будут без конца нападать на Корбина, но это может в итоге привлечь еще больше людей на его сторону.
– Ed, Великобритания
Шотландия и постиндустриальный север Англии – жизненно важные регионы для Лейбористской партии, но ее традиционные сторонники все больше перетекают в стан двух мятежных партий: Шотландской национальной партии и Партии за независимость Соединенного Королевства. Лейбористы, похоже, думают, что вновь настал 1997 год, и все, что им нужно, – завоевать симпатии Центральной Англии, а голоса традиционных сторонников им и так гарантированы.
– Nick Fletcher,
Великобритания
Многие члены британского политического истеблишмента, похоже, были шокированы, когда осознали, что в стране еще есть левая политика. Прошедшие ранее в этом году выборы вовсе не были одобрением тори.
Это просто-напросто был отказ от политики Лейбористской партии.
– Bob, Великобритания
Я мало что знаю о политике в Великобритании, но симпатии Корбина нашему некомпетентному правительству здесь, в Венесуэле, заставляет меня относиться к нему довольно настороженно.
– Daniel Cristini, Венесуэла