0
4178
Газета Блог Пола Кругмана Интернет-версия

27.07.2015 00:01:00

Размышления о грандиозной экономической системе

Тэги: экономика, экономисты, борода, аналитика, пол кругман


экономика, экономисты, борода, аналитика, пол кругман ФОТО KEITH MEYERS/THE NEW YORK TIMES Буксир приближается к контейнеровозу Hyundai Glory, чтобы помочь ему пройти под мостом Бейонн в Нью-Джерси.

Недавно в пятницу я ехал из Вермонта в Нью-Йорк, но, как обычно, не поехал прямиком на Манхэттен, а оставил машину на перехватывающей парковке в Секокусе, откуда можно быстро добраться на поезде до центра и удобно ехать в сторону Принстона (Нью-Джерси).

Когда через пару дней я выехал из Секосуса на юг в Принстон, я пережил один из тех моментов, когда внезапно осознаешь реальный масштаб мировой экономики.

Я наблюдал такую картину: передо мной платная автодорога Нью-Джерси, на этом участке шириной в 12 полос, и уже с раннего утра забитое грузовиками. Справа – международный аэропорт Ньюарк Либерти – лишь один из трех аэропортов в окрестностях Нью-Йорка, где взлетало и садилось множество самолетов. Слева огромные краны контейнерного порта Элизабет, уходящие вдаль.

В наши дни Нью-Йорк – лишь один из множества гигантских центров, расположенных по всему миру. Масштабы всего этого непостижимы в том смысле, что никто не способен представить, сколько люди на самом деле потребляют и тратят.

Возможно, такие озарения время от времени происходят со мной потому, что в своей работе я анализирую эту гигантскую систему, используя маленькие стилизованные модели, которые сводят все величие к паре пересекающихся линий. И это нормально – людям, отвергающим стилизованные модели, в конце концов приходится полагаться, знают они об этом или нет, на имплицитные модели, которые еще меньше связаны с реальностью, поскольку допущения, лежащие в их основе, не проверяются. Кроме того, эти стилизованные модели с огромным успехом применяются в последние годы, позволяя оценивать взаимосвязь инфляции и процентных ставок, разнообразные последствия экономии и т.д.

Но время от времени, кажется, крайне полезно увидеть воочию всю грандиозность системы, о которой мы говорим.

Борода как инструмент экономиста

Сейчас в повестке дня много серьезных тем, но я сомневаюсь, что смогу сказать по этим темам что-то еще. Так что давайте обратимся к вопросу, по которому мое мнение может оказаться полезным: Питер Дорман заинтересовался, почему так много экономистов носят бороды (читайте публикацию в его блоге по этой ссылке: bit.ly/1CZdywR).

На самом деле другие экономисты, помимо Дормана, задавались тем же вопросом, и обнаружили, что среди нобелевских лауреатов не так уж много бородачей.

В основном тут дело во впечатлении, которое создали мы с Джозефом Стиглицем, хотя у Саймона Рен-Льюиса еще более впечатляющая борода.

Но если касаться того, в какой мере тут просматривается закономерность, то все дело в особой культуре экономических вундеркиндов. В экономической науке карьеры бывают очень стремительными, и внешность часто не поспевает за профессиональной репутацией.

Если говорить обо мне, то я отпустил бороду, когда мне было 26 лет, и это однозначно был защитный маневр. Я тогда писал труды, которые считал новаторскими, «все, что говорили о международной торговле, неправильно!» и выглядел как студент. (Серьезно – когда однажды я зашел к коллеге, один из студентов, дожидавшихся встречи с ним, стал возмущаться, что я лезу без очереди.) Поэтому мне понадобилось небольшое волосатое подтверждение моего авторитета.

А к тому времени, когда я перестал нуждаться в подобных регалиях, борода стала частью моего образа.

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM

Нужно смотреть шире

Наши сложные внутренняя и международная системы состоят из такого большого количества взаимосвязанных элементов. Они зависят друг от друга и должны функционировать в пределах приемлемых параметров, иначе вся система развалится. Она пугающе хрупкая.

– Без имени, Огайо

Г-н Кругман, ваше первое в жизни знакомство с видами платной автодороги Нью-Джерси открыло вам глаза на разные аспекты будущего мировой экономики. Я также надеюсь, что оно переключит ваше внимание на будущее транспорта.

История показывает, что именно транспорт оказал наибольшее влияние на американскую экономику. И с годами мы стали слишком сильно полагаться на транспортные средства на углеводородном топливе и с резиновыми колесами, ездящие по заасфальтированным шоссе.

Но эта система стала слишком загруженной, слишком опасной и слишком сильно зависящей от исчерпаемых ресурсов нашей планеты.

Нам нужно помнить, что эффективность – принципиальный критерий в последовательной смене одного вида транспорта другим. Лошади уступили место каналам; каналы были заменены железными дорогами; железные дороги были заменены машинами, грузовиками и самолетами. Каждая из этих систем росла относительно быстро, пока не появлялась более эффективная технология.

– James Jordan, Вирджиния

Другими словами, г-н Кругман, вы призываете время от времени смотреть в окно, а наши политики и эксперты зачастую забывают это делать.

– Steve, Новая Зеландия

Я думаю, понимание того, как же все-таки функционирует экономика, приходит не благодаря живости ума, которую человек демонстрирует при создании компактных моделей, а благодаря скромности, с которой он подходит к этому делу.

– Neale Adams, Канада

У меня было похожее чувство, когда я пролетал над Нижним Манхэттеном через год после терактов 11 сентября 2001 года.

Даже несмотря на то что я знал эту местность, мне пришлось искать взглядом место, где стояли башни-близнецы.

Я осознал, что, каким бы страшным ни был теракт, он затронул лишь небольшую часть Нижнего Манхэттена, который занимает только пятую часть площади Нью-Йорка, который, в свою очередь, выглядит карликом на фоне трех соседних штатов, а те могут уместиться на территории одного графства в Техасе.

– Без имени, Нью-Джерси

Г-н Кругман, стилизованные компактные модели и реальная экономика, которая кроется за ними, лежат в основе программного обеспечения, управляющего увиденной вами системой.

Мы все вносим свой вклад в поддержание нашей расширяющейся виртуальной вселенной, и нам полезно иногда снимать шоры и смотреть по сторонам.

Вот почему были придуманы отпуска.

– R. Law, Техас

Когда в 1982 году я стал доцентом, старшекурсники имели право пить пиво, а преподавателям предлагалось время от времени общаться с ними в неформальной обстановке. Помню, как на одном таком мероприятии студент повернулся ко мне и спросил: «А ты на какую тему диплом пишешь?»

Так я решил отрастить бороду, которая со мной уже три десятилетия.

– Jonathan Wight, Вирджиния


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1661
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1370
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1528
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1389

Другие новости