ФОТО FABRIZIO CONSTANTINI/THE NEW YORK TIMES
Промышленные роботы собирают Jeep Grand Cherokee на сборочном заводе Chrysler в Детройте в 2013 году.
В 1996 году, по случаю 100-летия New York Times Magazine, у New York Times возникла умная мысль: газета попросила несколько человек написать эссе, представив себе, что они смотрят в прошлое из 2096 года.
К сожалению, большинство авторов были слишком осторожными и почтенными, чтобы справиться с этим заданием; они написали велеречивую чепуху о будущих десятилетиях. Но я взялся за это задание всерьез, написав статью под заголовком «Белые воротнички становятся синими» (читайте ее здесь: nyti.ms/1z7nouT). Как следует из заголовка, одной из тем эссе стало опровержение утверждения, что развитие технологий приведет к постоянно растущему спросу на сотрудников с высшим образованием.
Я утверждал, что компьютеры будут решать некоторые из когнитивных задач, которые мы считаем сложными, а людей продолжат нанимать для выполнения работы, требующей здравого смысла, включая множество форм ручного труда. Или, как сказал тогда один мой друг, мой тезис заключался в том, что нам всегда будут нужны горничные и садовники.
И это уже происходит.
В 2013 году я не сразу обратил внимание на статью, написанную экономистами Полем Бодри, Дэвидом Грином и Бенджамином Сэндом, но она совершенно точно описывает ситуацию: «Мы утверждаем, что примерно в 2000 году спрос на высокообразованных работников (или, точнее, на умение решать задачи познавательного характера, которое часто ассоциируется с высоким уровнем образования) стал падать», – писали авторы. «Многие исследователи задокументировали мощный рост спроса на высокообразованных работников в десятилетия, предшествовавшие 2000 году. В этой статье мы отмечаем снижение данного спроса после 2000 года, даже если предложение работников с высшим образованием продолжает расти. Далее мы показываем, что в результате этого реверса спроса высокообразованные работники потеряли свой прежний статус по шкале занятости и стали приходить на рабочие места, на которые традиционно приходят менее квалифицированные работники». (Эту статью можно прочитать здесь: nber.org/papers/w18901.)
Отсюда напрашивается очевидный вывод, что тезис, будто неравенство в доходах связано с уровнем образования и может быть ликвидировано с его помощью, является еще более ошибочным, чем вы думали.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Алгоритмы не всегда могут заменить человека
В 1970-е годы я подумывал, не пойти ли в Массачусетский технологический институт, чтобы изучать инженерное дело с акцентом на робототехнику. Во время визита в кампус я с удивлением обнаружил, что большинство проектов по созданию роботов так и не были завершены, поскольку работу, которую они должны были выполнять вместо людей, можно было сделать за меньшие деньги за рубежом. Но проекты, которые позволяли заменить высокооплачиваемых работников, было легче обосновать, и они имели более высокие шансы на успех. Так что автоматизация приведет либо к переносу производств за границу, либо к замене высокооплачиваемых сотрудников роботами. Я никогда не понимал, почему авторы многих статей настаивают, что роботы заменят только низкооплачиваемых работников.
– Tony D., Калифорния
К 2096 году социализм, как и марксизм, окажется на свалке истории. Ограниченная роль государства и снижение налогов наряду со свободой – вот наше будущее.
– Eric, Нью-Джерси
Я на собственном опыте убедился, что высокообразованные работники занимают места низкоквалифицированных. У меня больше нет помощника, который печатает мне письма и служебные записки или готовит отчеты о расходах. Это, возможно, не совсем то, что подразумевалось под потерей прежнего статуса в шкале занятости, но этот процесс демонстрирует, как «набор инструментов для повышения офисной производительности» заменяет большую группу людей, которые помогали «мыслителям». «Мыслители» теперь могут делать все самостоятельно, но, возможно, в ущерб способности сосредоточиваться на вопросах, требующих их высокой квалификации.
– Peter Day, Техас
Г-н Кругман, ваше заключительное утверждение совсем не кажется мне очевидным. Если предложение образованных людей продолжит расти, то разрыв в зарплатах между ними и необразованными сократится. Хотите уменьшить неравенство в доходах? Дайте образование большему числу людей.
– L.L., Аргентина
Г-н Кругман, возможно, нам всегда будут нужны горничные и садовники, но нет доказательств, что технологии вытесняют высококвалифицированных работников. Экономисты, которые написали упомянутую вами статью, говорят о быстром росте в США числа рабочих мест, на которые обычно приходят высококвалифицированные специалисты, примерно до 2000 года, а затем он замедлился до показателей, приблизительно совпадающих с темпами роста населения. К сожалению, вступление и заключение к статье преувеличивают масштабы этой перемены. В частности, утверждается, что после 2000 года число рабочих мест для высококвалифицированных специалистов сократилось.
– Tom Warner, Нью-Йорк