OBI/CARTOON ARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Нет, я не сошел с ума. Так называется классическая книга Элайзы Мариан Батлер, в которой утверждается, что германскую культуру испортила одержимость Древней Грецией, что не имеет никакого отношения к текущим проблемам макроэкономической политики.
Но название книги пришло на ум, когда я прочитал размышления экономиста Саймона Рен-Льюиса о двух различных гипотезах катастрофического поворота к затягиванию поясов в 2010 году (прочитать об этом можно здесь: bit.ly/1CWutmd). Он пишет, что, согласно одной гипотезе, это был просто неудачный каприз судьбы: кризис в Греции разразился в конце 2009 года, и неверные аналогии между экономическими проблемами Греции и трудностями в других странах вскоре стали доминировать в политических дебатах. Можно назвать эту эллинизацию дискурса тиранией Греции не столько над Германией, сколько над Организацией экономического сотрудничества и развития в целом.
Вторая гипотеза заключается в том, что Греция просто была удобным инструментом для людей, которые в любом случае стали бы проводить неверную политику. Не случись экономических проблем в Греции, эти люди нашли бы иные предлоги. Если хотите, подумайте о том, что Ник Клегг, вице-премьер Великобритании, недавно заявил в колонке, напечатанной в газете Telegraph, что последние события в Греции – это аргумент в пользу политики экономии.
Я в целом согласен со второй гипотезой, не только по причинам, упомянутым господином Рен-Льюисом, а потому, что я слышал осенью 2009 года до кризиса в Греции. А именно: даже внутри администрации Обамы, и несмотря на очень низкую стоимость заимствований, многие чиновники сумели убедить себя и друг друга в хрупкости финансового положения США. Другие слышали то же самое.
Греция определенно облегчила задачу. Но решимость заниматься проблемой дефицита перед лицом массовой безработицы было не искоренить.
Внутренняя девальвация в Греции
Одно замечание, которое, кажется, целесообразно привести в дискуссиях по теме «Grexit» – выхода Греции из еврозоны (от англ. Greek exit. – «НГ»): в настоящий момент не очевидно, что Греции нужно сильное увеличение конкурентоспособности. «Внутренняя девальвация» посредством снижения зарплат очень дорого обходится, но Греция уже несла невероятные убытки и добилась резкого уменьшения относительных зарплат.
Почему же тогда может произойти выход страны из еврозоны? Главным ответом могли бы быть греческие банки, которые зависят от наличия кредитора последней инстанции – эту роль греческое правительство играть не может, поскольку оно не распоряжается валютой.
Это означает, что, если Греция откажется от евро, это случится, поскольку Брюссель и Франкфурт, по сути, решили держать банковскую систему Греции в заложниках, а Греция отказалась платить выкуп. Несколько иная перспектива, не так ли?
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Простого решения не будет
На самом деле все не так сложно: уменьшение расходов не позволит увеличить рост экономики, и я не уверен, что кто-то когда-то говорил обратное. И хотя вы любите смеяться над сторонниками затягивания поясов, заявляя, что они верят в экономию, направленную на рост, думаю, вы знаете, как надо поступить, г-н Кругман.
Проблема в том, что такие страны, как Греция, хотят, чтобы другие давали им деньги, а они наращивали свой экономический рост. Но инвесторы теперь отказываются это делать, пока страны-должники не разберутся со своей бухгалтерией. Это означает, что ни Греция, ни другие страны не обеспечат себе уверенного экономического положения до тех пор, пока не будет найден выход из нынешнего кризиса. После этого наверняка явится фея доверия, и страны-должники получат доступ на рынки и заживут счастливо. Вы знаете, что это правда, однако продолжаете настаивать, что проблемы необходимо решать только после оздоровления этих экономик.
– David, Франция
У меня вызывает подозрение любая аргументация, направленная на оправдание того, почему хорошо лишать людей работы и выдавливать их на обочину на годы. Можно называть это как хотите – экономией или невмешательством – все равно глупо намеренно порождать безработицу и сидеть сложа руки в ожидании, когда какая-то невидимая рыночная сила исправит ваши ошибки.
– Michael O’Neill, Орегон
Греция оказалась в такой ситуации, поскольку многие ее граждане не платят налоги; возраст, когда они могут выйти на государственную пенсию, немыслимо низкий; и, хотя стоимость труда относительно невелика, это компенсируется большим размером взяток, выплачиваемых чиновникам, чтобы вести бизнес. Все эти взятки и недополученные налоговые платежи затем переводятся на счета в офшорных банках.
Греция не добьется положительного результата, если не решит эти проблемы. Страна живет благодаря кредитной карте, и Греция действует так, как будто платить по счетам должны Германия и другие страны.
– O., Калифорния
Моему греческому другу недавно пришла интересная идея. Он спросил, сколько людей греческого происхождения живет в США, и не могли бы они помочь своим греческим братьям и сестрам на родине, так же как западные немцы помогали восточным после объединения Германии.
– H., ФРГ
Очевидное решение для Греции – покинуть еврозону. Но этого никогда не случится, так как евро – ключевой элемент социалистической «схемы Понци», коей является Европейский союз.
– Eric, Нью-Джерси