DOUG MILLS/THE NEW YORK TIMES Демонстрант в маске из протестного движения Occupy Wall Street машет ребенку, отец которого также митингует. Вашингтон, 2012 год.
В новом исследовании немецкого экономического института IW сравнивается, как население развитых государств оценивает неравенство: делается важный вывод о том, что американцы в большей степени, чем европейцы, склонны считать, что живут в обществе среднего класса, хотя доходы в США распределяются значительно менее равномерно, чем в Европе.
Например, при сопоставлении США и Франции французы думают, что живут в иерархической пирамиде, тогда как в реальности они в основном относятся к среднему классу; с американцами все происходит с точностью до наоборот (с графиками исследования можно ознакомиться здесь: bit.ly/1pBvV7l). Как отмечается в исследовании, другие факторы также указывают на то, что американцы во многом недооценивают неравенство в собственном обществе, – и когда их просят назвать идеальный вариант распределения богатства, они говорят, что им по душе шведский вариант.
Почему возникает такая разница? Многие, включая меня, предположили бы, что, когда речь заходит о распределении доходов, американская исключительность – наша уникальная подозрительность и враждебность в отношении социальных гарантий и программ по борьбе с бедностью – очень тесно взаимосвязана с нашей расовой историей. Однако это не дает прямого объяснения, почему мы заблуждаемся по поводу реального неравенства: одни люди могут противиться предоставлению помощи другим людям, при этом понимая, насколько богаты богачи. Однако, возможно, есть косвенное влияние: расовый раскол играет на руку всевозможным правым группам, которые, в свою очередь, активно распространяют пропаганду, отрицающую и преуменьшающую неравенство.
Интересная история.
Еврокатастрофа
В статье для Washington Post Мэтт О’Брайен недавно отметил, что Европа и впрямь чувствует себя хуже, чем в период Великой депрессии. Тем временем президент Франции Франсуа Олланд, чья податливость и готовность идти на поводу у сторонников жесткой экономии предрешили судьбу его президентства, а вполне возможно, и европейского проекта, наконец осторожно дает понять, что дальнейшее затягивание поясов – не вариант.
Оксфордский экономист Саймон Рен-Льюис полагает, что европейское стремление к жесткой экономии оказалось исторической случайностью; по сути, в критический момент греческий кризис усилил позиции сторонников жесткой экономии. Не думаю, что объяснение настолько простое. Я считаю, что в Европе даже до греческого кризиса были сильные антикейнсианские настроения и что в европейских коридорах власти никогда не было реальных приверженцев макроэкономики – такой, как ее понимают англосаксонские экономисты.
Каким бы ни было объяснение, сейчас, как выражается господин О’Брайен, мы становимся свидетелями одной из великих катастроф в экономической истории.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Иллюзии глубоко укоренились
Люди видят ту Америку, которую представляют им СМИ. Под СМИ я имею в виду не только новостные программы, но и телевизионные сериалы, ситкомы и рекламу.
Просто при просмотре рекламных роликов по телевидению у вас создается впечатление, что почти у каждого в Америке есть достойный дом, сам он белый, может позволить себе хорошие вещи и имеет пару чистеньких, прилично одетых, веселых и, как правило, послушных (пусть и независимых) детей. Но если вы смотрите на эти картинки и они не соответствуют тому, что вы видите в реальной жизни, вы делаете вывод, что с вами что-то не так и у вас какие-то отклонения.
– Dan Kervick, Нью-Гемпшир
Здесь играет роль иллюзия, согласно которой с точки зрения философии/идеологии бедность – статичное состояние, несправедливо навязанное нам нашей экономической системой. Эта иллюзия позволяет беднякам думать, что в их бедах виноваты не они сами, в то время как распространители этой иллюзии пытаются лишить бедных американцев и американцев-середняков потенциала самореализации.
За исключением людей с очень серьезными увечьями (это ограниченная группа, к которой сказанное, очевидно, не относится), у каждого американца есть право и возможность либо избежать нищеты, либо выкарабкаться из нее. Во власти каждого из нас – посредством образования, подготовки, творчества, усидчивости, усердного труда и надежды – определить собственный экономический статус.
– Mark, Аризона
В обществе, где ты зарабатываешь деньги, заставляя людей платить тебе за что-то, всегда будут победители и проигравшие, и, как показала экономическая история, проигравших всегда намного больше, чем победителей.
Я не говорю, что со временем проигравшие не смогут изменить ситуацию и войти в число победителей, но нет никакой гарантии, что для этого им будет достаточно просто усердно трудиться.
Вопрос: какой процент общества всегда должны составлять проигравшие и какую часть общего богатства должны контролировать 5% самых состоятельных граждан?
– Michael, Великобритания
Форма этой иерархической пирамиды может создать впечатление, что кто-то способен достичь вершины, сделав всего три шага.
В реальности это скорее похоже на карабканье по лестнице, или горе, или башне из слоновой кости.
– Raghuraman R., Индия
Господин Кругман, вы пишете, что это «очень тесно взаимосвязано с нашей расовой историей». Конечно, американцы любят так думать.
Например, почти во всех американских репортажах из Фергюсона (Миссури), которые я видел, упоминается расовый, а не экономический аспект беспорядков. Вместе с тем США – это государство Хорейшо Элджера и протестантов Новой Англии, в котором имущие являются имущими, поскольку они заслуживают этого, а неимущие просто недостаточно усердно трудились.
Это общество испорчено не из-за расовых проблем – это насквозь испорченное общество.
– А., Франция