BLEIBEL; LEBANON/CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Эмили Бэджер на страницах Washington Post недавно рассказала нам, что увеличение площади городов вредно для нашего здоровья (wapo.st/1pA704g). Не менее вредны, как сообщает Сара Клифф из Vox, барные стойки в кинотеатрах (bit.ly/1qpzhLb), и поэтому два законодателя-демократа, сенатор Том Харкин из Айовы и член Палаты представителей от Коннектикута Роза Делауро, хотят обязать продавцов попкорна сообщать информацию о калорийности их товара. (Рискну показаться занудой и поясню, что они не собираются отбирать у вас попкорн; вы и дальше сможете свободно покупать его, просто кинотеатр будет обязан сообщать вам, сколько калорий вам предстоит потребить.)
Другими словами, неоклассическая экономика полностью ошибочна.
Ладно, тут я перегибаю палку. Но обе озабоченности, по поводу влияния на здоровье пригородов и попыток ограничить некоторые виды потребления, по сути, вызваны тем, что рациональность, как выясняется, не является основой человеческого поведения. Людям нужна достаточная физическая нагрузка – они в основной своей массе станут счастливее, если будут ее получать, но они избегают физических нагрузок, если действительность такова, что в любую точку можно с легкостью попасть на автотранспорте и совсем не так легко добраться пешком. Людям также следует ограничивать количество потребляемых калорий – опять же они станут счастливее, если будут так поступать, но им трудно отказаться от огромных ведер попкорна.
Я могу лично засвидетельствовать важность обоих вышеупомянутых случаев, свидетельствующих о влиянии на нас общества. Я везде хожу с шагомером на запястье – что ж, мне 61 год, так что делать это нужно сейчас или никогда, и для меня очевидно, насколько проще получать физическую нагрузку, когда я в Нью-Йорке, чем когда я в Принстоне (Нью-Джерси). В городе совершенно достаточно пройтись пару раз вместо поездки на метро, чтобы набрать 15 тыс. шагов, а в пригородах даже с утренней пробежкой трудно набрать больше 10 тыс. Кроме того, бывший мэр Майкл Блумберг, который придерживался концепции «государства-воспитателя», оставил после себя богатое наследство: количество калорий в Нью-Йорке пишут практически на всем, что помогает мне бороться со своими слабостями (жирные сандвичи для завтрака!).
Интересный и трудный вопрос заключается в том, как поведенческие проблемы подобного рода должны отражаться на политике властей (и должны ли в принципе). Есть традиционные аргументы в пользу того, чтобы давать людям больше возможностей передвигаться пешком, – снижение выбросов и т.д. Но можем ли мы – следует ли нам – отдавать предпочтение передвижению пешком и плотности людского потока, потому что это формирует хорошие привычки? Насколько далеко следует заходить в плане регулирования фастфуда? И т.д. и т.п.
Кроме того, разве не любопытно, что в наши дни жители больших городов в среднем ведут более здоровую жизнь, выходя из дома и передвигаясь на своих двух, чем «настоящие американцы», которые живут в маленьких городках?
А теперь пора доесть свою низкокалорийную овсянку без сахара и не покупать себе, повторяю, не покупать сандвич для завтрака.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Жить в городе разумнее
Является решение рациональным или нет, зависит от того, как понимать рациональность.
Съесть жирный сандвич – вполне рациональное решение для того, кто больше заботится об удовлетворении своего аппетита, чем об увеличении продолжительности жизни. Я бы не принял такого решения, но это не делает решение съесть сандвич нерациональным. Как и многие другие вещи, тут все зависит от вашей точки зрения.
– Без имени, Нью-Йорк
Я нахожу все это ужасно запутанным. Дело в том что, как правило, люди, которые не проводят много времени в своих машинах, более здоровы. Множество маленьких городков по всей Америке развивались по тем же принципам, которые вы описали для крупных городов. Но по мере расползания больших городов и превращения всех близлежащих населенных пунктов в пригороды рабочие места в этих маленьких городках были уничтожены конкуренцией со стороны мегаполисов.
Можете сколько угодно бахвалиться своим городским образом жизни в Нью-Йорке, но помните, что это одна из причин, по которым такому большому количеству людей приходится передвигаться на машинах.
– Matt, Джорджия
Меня всегда забавляло, сколько бумаги нужно экономистам, чтобы объяснить, почему явно нерациональные экономические решения, например когда люди покупают больше, если написано «10 штук за 10 долларов», чем когда написано «1 доллар за штуку», существуют в рамках допущения о том, что решения людей рациональны.
Курс экономики, который я прослушал в первый год обучения в колледже, начинался с утверждения, что решения людей рациональны. Студенты тут же подняли руки и попытались оспорить этот тезис, ссылаясь на различные трюки, которые маркетологи, рекламщики и продавцы используют, чтобы заставить людей потратить больше денег. Профессор ответил так: «Я рационален. Прежде чем совершить покупку, я изучаю разные варианты и обдумываю свой выбор. А вы нет?»
Мне всегда хотелось понять, какую роль подобное тщеславие играет в экономической теории. Экономисты – смышленые люди с аналитическим складом ума; большинство смышленых людей с аналитическим складом ума считают свое поведение рациональным и логичным и не терпят тех из нас, кто ведет себя нерационально или нелогично. Если неоклассическая экономика является моделью того, как, по мнению экономистов, люди должны вести себя, а не того, как люди ведут себя на самом деле, то все это колосс на глиняных ногах.
– H.T., Огайо
Я отказался от жизни в пригородах, долгих поездок и машины 12 лет назад. Мне уже хорошо за 40, и если бы я не изменил свой образ жизни, то был бы уже на пути к хроническим заболеваниям, которые распространены среди моих сверстников.
После того как я переехал в город, у меня не прибавилось и не убавилось денег. Просто на смену нервным тратам на автомобиль пришла более высокая квартирная плата. Вместо винной комнаты у меня теперь старый начищенный бар ниже по кварталу, вместо бассейна – променад у речки, вместо столовой – куча ресторанов в радиусе километра от двери подъезда. Я хорошо провожу свободное время вне дома, в то время как моим братьям и сестрам пришлось потратить огромные суммы на предмет под названием «домашний кинотеатр», перед которым они «рвут и мечут» в награду за ежедневный труд.
Обычно в течение месяца я бываю в автотранспорте раза четыре; иначе это было бы пустой тратой времени.
Используйте свои ноги, иначе лишитесь их.
– Mike Baker, Канада