VAN DAM/LANDSMEER – NETHERLANDS/ CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TI MES SYNDICATE
Настораживает количество оптимистических прогнозов по экономике США на 2014 год, которые сейчас можно услышать. Позвольте мне внести дополнительную напряженность и заявить, что в общем я разделяю этот оптимизм.
Почему? Из-за эффекта «Трех балбесов» (американская комедия, в которой один из героев объясняет, что он любит биться головой о стену, поскольку ему становится хорошо, когда он перестает это делать. – «НГ»). Если ты без всякого толку бьешься головой о стену, тебе действительно станет гораздо лучше, когда ты перестанешь.
Американскую экономику периода 2013 года можно охарактеризовать следующим образом: она на самом деле пыталась как следует начать выздоравливать, но ей мешала ужасная федеральная бюджетная политика. Рынок жилья восстанавливался, политика затягивания поясов на местном уровне и уровне штатов если не развернулась на 180 градусов, то по крайней мере не активизировалась. А расходы домашних хозяйств стали увеличиваться по мере уменьшения уровня задолженности.
Но федеральные власти повышали налог на фонд заработной платы, сокращали расходы путем секвестра и др.
Кстати, из-за этих факторов я не воспринимаю всерьез заявления рыночных монетаристов, указывающих на незначительность влияния бюджетной политики и ссылающихся на то, что рост в 2013 году все-таки имел место. Экономия в США – это действительно плохая штука, но затягивание поясов не было в Америке таким активным, как в Южной Европе, оно оказалось достаточно сдержанным, и я бы даже сказал, что его затмили другие события, произошедшие в отдельно взятом году.
В любом случае главное, что битье головой о стену должно вот-вот прекратиться. Не в том смысле, что мы, двигавшись в неверном направлении, развернемся, а в том, что мы перестанем идти в этом направлении. Тем временем рынок жилья по-прежнему демонстрирует признаки улучшения, а другие показатели относительно благоприятны.
Ничто из вышесказанного не оправдывает многие годы слабого восстановления, которое должно было бы быть интенсивным. И давайте скажем прямо: такой вид прогноза гораздо менее надежен, чем, например, мои предположения о том, что инфляция и процентные ставки останутся в США на низком уровне, пока мы не выберемся из ловушки ликвидности (эти прогнозы базировались на основополагающей модели).
И все же новый год начинается с добрых предзнаменований.
О, и по поводу политики: поскольку реформа здравоохранения Обамы не потерпела фиаско и американцев ожидает достойный уровень экономического роста, промежуточные выборы в Конгресс, намеченные на ноябрь, могут завершиться иначе, чем сейчас рассчитывают многие консерваторы.
Что не сбудется в хорошем году
Краткое дополнение: если 2014 год станет годом относительно хорошего роста, многие люди, знаете ли, воспримут это как некое отрицание кейнсианства: «Эй, не вы ли, ребята, прогнозировали, что экономика так и не оправится без финансового стимулирования?»
Нет, мы этого не делали.
Как я писал в 2009-м: «В долгосрочной перспективе нас ожидает спонтанное экономическое оздоровление, даже если все нынешние политические инициативы потерпят провал. С другой стороны, в долгосрочной перспективе…» Тот факт, что в будущем жизнь станет лучше, не является ни отрицанием кейнсианского анализа, ни причиной, по которой можно извинять или сбрасывать со счетов громадную экономическую и человеческую цену, заплаченную за проводимую до сих пор неудачную политику. Точно так же он не оправдывает политику экономии в Великобритании.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Прогноз по-прежнему не безоблачный
Г-н Кругман, если экономика буксует, вы заявляете, что ей нужно бюджетное стимулирование. После этого, если экономика остается слабой, вы говорите, что это доказывает, что стимулирование было недостаточно большим. Если экономика демонстрирует рост без стимулирования, вы заявляете, что это ничего не доказывает.
– Без имени, Пенсильвания
Г-н Кругман, когда вы собираетесь признать, что фея доверия вернулась сама, без массированного кейнсианского бюджетного стимулирования? Кажется, как будто экономика начала восстанавливаться примерно в то же время, когда рынок жилья достиг дна. Похоже, свободный рынок все-таки работает.
– S., Коннектикут
Если уж вы намерены упомянуть про жилье, то вы должны присовокупить тот факт, что рынок жилья все еще переживает кризис. В США свыше миллиона собственников домов в той или иной степени могут лишиться приобретенного в ипотеку имущества за неуплату по кредиту. И большое количество таких случаев значительно превышает исторические средние показатели.
– С., Нью-Йорк
У республиканцев иссякли идеи. Их портфель со стратегиями пуст. На промежуточных выборах они потерпят поражения.
– Alan Beverly, Калифорния
Если в США и Великобритании будет еще один «хороший год», проблемы стран-должниц только усугубятся. Жертвами повышения долгосрочных процентных ставок окажутся европейские должники с низкими показателями роста.
– David Denton,
Великобритания
Иными словами, кейнсианцы непогрешимы. Все дело лишь в терпении. В этом случае я тоже непогрешим, когда дело доходит до прогноза погоды. Если я скажу, что будет дождь, то когда-нибудь он прольется.
– Piero, Италия
Только экономист, который не видит дальше своего носа, станет утверждать, что экономика выздоравливает. Большинство американцев с этим не согласились бы. Федрезерв печатал ежемесячно 85 млрд долл., отдавая их ряду групп с особыми интересами и международным корпорациям, которые воспользовались свободными деньгами для улучшения представления своей балансовой отчетности с бухгалтерской точки зрения. В Кругманландии здравый смысл – вещь редкая, возможно, там о нем даже не слышали.
– Alex, Техас
Не могу представить себе более точного термина, чем «эффект трех балбесов», чтобы описать то удовольствие, которое сторонники экономии получили от своей ошибочной бюджетной политики. Этот термин несомненно закрепится в макроэкономике. Чтобы отметить это, думаю, нам следует провести конкурс, выявить и заклеймить трех балбесов, которые больше всего постарались, чтобы сделать нашу жизнь жалкой. Я выдвигаю кандидатуры британского министра финансов Джорджа Осборна, комиссара Еврокомиссии Олли Рена и конгрессмена-республиканца Пола Райана.
– Jeff McDougal, Джорджия