TUNIN/MOSCOW, RUSSIA/CARTOONARTS INTERNATIONAL/THE NEW YORK TIMES SYNDICATE
Соответственно ему свойственно демонстрировать предрассудки этой когорты в особо концентрированном виде. В частности, он неустанно доказывал необходимость увеличения процентных ставок, поскольку… что тут сказать, его логика продолжает меняться.
Одно время он предупреждал об инфляции и ценах на сырье. Когда инфляционные опасения так и не материализовались, а сырьевые цены вновь опустились, он просто поменял аргументацию, выступив против пузырей, а также приведя довольно забавный довод, сводившийся к тому, что центральным банкирам нельзя сохранять ставки низкими, поскольку это ослабит финансовое давление на правительство. Кто конкретно выбирал этих людей, чтобы они правили миром?
Однако в докладе, обнародованном 23 июня, БМР по-настоящему превзошел себя. Отчасти доклад получился таким ужасным потому, что в нем монотонно повторяются все дискредитировавшие себя аргументы в пользу экономии, без малейшего намека на то, что эти доводы были детально исследованы и опровергнуты. Например, вначале банк заявляет, что «исследования неоднократно показывали, что, когда госдолг превышает 80% ВВП, он начинает тянуть рост вниз».
Кое-кто так и остался не в курсе последних данных (или скорее всего доклад уже был сдан в печать, когда разразился скандал с работой Рейнхарт и Рогоффа).
И это только один пример из многих. Так, БМР в своем докладе в деталях говорит о том, как якобы трудно переводить рабочих из жилищного сектора в другие отрасли, а также о влиянии, которое оказывает это мнимое отсутствие гибкости на сохранение устойчиво высокой безработицы. А как же все те исследования, которые демонстрируют, что занятость заметно уменьшилась в целом ряде отраслей и регионов, профессий и специальностей, что идет вразрез с таким подходом банка? Неважно.
Но по-настоящему пугают в этом докладе не детали, а пагубная непоследовательность видения ситуации в целом.
БМР в общем согласен с балансовой, долговой природой кризиса: он в самом деле выступает решительно против долгов как в государственном, так и в частном секторе. И он требует, чтобы все – и государство, и частный сектор – быстро сокращали долю заемных средств и начали делать это немедленно. Алло? Кто-нибудь понимает, в чем проблема? Если все сокращают расходы, кто будет покупать то, что продается? И не подорвет ли глобальная депрессия (а именно к этому, по сути, и призывает банк) попыток сохранить уровень долга от ВВП и не повысит ли его?
Фактически это подсказывают нам данные самого банка: чиновники сокрушаются, что уровень задолженности в большинстве стран вырос, а не упал.
Но банк не замечает, что некоторые из самых серьезных скачков имели место в странах, отчаянно затягивающих пояса. Это, конечно, не тайна: Греция уменьшила бюджетные расходы примерно на 15% ВВП, что в США эквивалентно 2,5 трлн. долл., но демонстрирует резкое снижение ВВП. Кто-то скажет, что это свидетельствует о тщетности экономии; однако, по мнению БМР, это показатель того, что людям надо еще больше урезать расходы.
Исходя из этого напрашивается вывод о том, что частным и государственным должникам нужно резко сокращать расходы, а глобальной депрессии можно избежать, проводя монетарную политику, направленную на то, чтобы поощрять всех остальных тратить больше. Но нет: БМР яростно противится дешевому кредитованию, которое, по его мнению, лишь поощряет безответственность.
Итак, БМР призывает к резкому сокращению и государственных, и частных расходов, усугубляемому прекращением дешевых кредитов. Точно не знаю, как, по мысли банка, это должно сработать; может быть, идея заключается в том, что у всех одновременно возникнет крупное положительное сальдо торгового баланса.
В конце концов дело, однако, не в аналитике, а в отношении. БМР, по сути, является воплощением концепции о том, что мы должны платить за свои прежние грехи, невзирая на арифметику.
А хуже всего то, что эти взгляды будут иметь определенный вес, поскольку БМР по ряду причин по-прежнему пользуется значительным доверием.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Ответственные лица ведут себя безответственно
Я почти понимаю, почему сижу без работы. Гораздо большая загадка, почему эти люди в Банке международных расчетов все еще чем-то там занимаются.
– Mike Baker, Канада
Послушайте, все довольно просто. Читал ли кто-нибудь доклад БМР? Он рассказывает о необходимости создания устойчивых финансовых систем и правильных экономических структур после того, как кризис закончится, особенно в Южной Европе. Если мы сохраним мягкую монетарную политику и продолжим тратить деньги даже после окончания кризиса, тогда мы получим еще один кризис, прежде чем успеем опомниться. Нам нужно вернуться к более устойчивому уровню роста, и сделать это нужно, не прибегая к монетарной политике стимулирования. Такой должна быть цель. Единственное, что можно обсуждать, – это время публикации. Возможно, этот доклад появился рановато для таких, как вы. Но надо смотреть уже за горизонт текущего кризиса.
– Dirk-Jan Weijers,
Нидерланды
Да поможет нам Бог. Так называемые лучшие и умнейшие люди в глобальной финансовой системе полностью опростоволосились, но политики продолжают учитывать их неверные рекомендации.
– R. M., Гавайи
Вы выступаете за более активное вмешательство государства и контроль за глобальной экономикой. Этот подход приведет к созданию огромной бюрократической системы, в которой будет множество неизбираемых чиновников, принимающих ответственные решения.
Учитывая, что Банк международных расчетов очень похож на такую систему, забавно, что вы относитесь к нему с таким неуважением.
– John Stewart, Нью-Йорк
Банк международных расчетов продолжает настаивать на экономии, несмотря на то что в Греции, которая урезала бюджет, ситуация лучше не становится. У меня такое чувство, что эта организация не признает какие бы то ни было ошибки, пока вся глобальная экономика не окажется отброшена назад, в каменный век, а мы не перейдем на подножный корм и не превратимся в рабов для богачей.
– Без имени, Канада