RICHARD PERRY/THE NEW YORK TIMES
Пассажиры покидают пригородный поезд в утренний час пик на Пенсильванском вокзале Нью-Йорка.
И, если позволите, эта тема, которая действительно заслуживает гораздо большего внимания. Каюсь: я не очень много писал по этим проблемам в течение последнего времени, сосредоточившись в основном на экономическом кризисе, который сейчас вышел на первый план. Но тот, кто что-то понимает в экономике, знает наверняка, что в данной сфере мы имеем дело с фиаско рынка в огромных масштабах: каждый раз, когда автовладелец решает сесть за руль в час пик, он или она причиняет огромный ущерб другим водителям, людям, которые дышат воздухом, возникают и иные убытки.
В идеале надо создать правильные стимулы и взимать крупные сборы за передвижение по районам с серьезными заторами. Помимо этого от пассажирских перевозок большого числа людей есть и другие важные плюсы. Если мы как следует посчитаем, приняв во внимание все выгоды, то увидим, каким большим социальным благом является Северо-Восточный коридор (наиболее загруженное направление американской железнодорожной корпорации «Амтрак» между Бостоном и Вашингтоном. – «НГ»). «Амтрак» делает на этом деньги не задумываясь. Никаких сомнений не вызывали бы тогда и проекты, подобные предложенному строительству железнодорожного туннеля под рекой Гудзон между Нью-Йорком и Нью-Джерси.
И дело в том, что все это – вещи очевидные, доступные пониманию каждого. Можно отрицать глобальное потепление (и можно поплатиться за это после смерти, ведь такое отрицание из личных мелочных или политических соображений – это невероятный грех), но станет ли кто-нибудь отрицать, что большее количество автовладельцев означает большее число пробок?
Что ж, возможно, я понимаю силу отрицания. Но все-таки это абсолютно очевидный пример, когда государство должно принимать меры, и мы убеждаемся в этом каждый раз, когда отправляемся в путь.
Управлять государством как фирмой или семьей
Я посвятил немало времени развенчанию неверной аналогии между государством и физическим лицом и утверждению, что правительство должно действовать так же, как и семья или фирма, сокращая расходы в тяжелые времена.
Ключевой момент – взаимозависимость: ваши расходы – это мои доходы, мои расходы – ваши доходы, и, если все мы одновременно попытаемся сократить свои расходы, в итоге получим спад. Кому-то нужно сделать шаг вперед и тратить, когда другие не способны этого делать, и этим кто-то может и должно быть государство.
С учетом вышесказанного забавно, что в реальной жизни люди и фирмы не ведут себя так, как это представляют противники бюджетного дефицита. Бизнес часто занимает и тратит, когда займы дешевы или же инвестиции сулят большую прибыль, так же поступают и семьи. Так, на сайте Think Progress репортер Джош Исраэл опубликовал недавно комментарий под заголовком «14 конгрессменов-республиканцев, считающих, что государству не надо занимать, залезли в большие долги». Он правильно указывает на то, что многие из этих страшащихся дефицита типов в Конгрессе, как выясняется, сами довольно много задолжали.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Давайте переосмыслим манеру передвижения
До того как переехать в Великобританию, я обращал очень мало внимания на железнодорожный транспорт. Но сейчас, когда я живу здесь (ось Лондон–Бирмингем), я невероятно благодарен ему. В поезде можно в тепле и комфорте поработать, пока он движется с юго-востока на северо-запад и в обратном направлении.
Поездка на машине в большинстве случаев кажется умопомрачительной растратой денег, энергии и времени.
– W. Connelly, Великобритания
Особенно глупо игнорировать проекты массовых перевозок в период финансового кризиса, поскольку государство способно профинансировать проекты практически под нулевой процент, что смягчает последствия высоких авансовых платежей работ, оплачиваемых из казны. Правительству будет тяжело заместить частное финансирование в этой сфере, даже в лучшие времена.
– Lawrence, Нью-Йорк
Поскольку развитые страны десятки лет пользовались благами легкодоступных природных ископаемых, теперь они обязаны взять на себя моральную ответственность за снижение уровня выбросов, чтобы дать развивающимся странам необходимые возможности для большего использования такого топлива. Потребление энергии среднего американца уже сильно превосходит показатель среднего европейца, не говоря уже о среднем представителе развивающейся страны.
– Без имени, Великобритания