Фото Google
Переоборудованный Lexus R450 проходит испытания в рамках исследовательской инициативы фирмы Google по созданию автомашины без водителя.
Феликс Сэмен стал приверженцем культа автомобилей, управляемых компьютером. «Хотя я в целом до сих пор выступал за любую альтернативу автомобилю, теперь я не так уверен, – написал финансовый блогер на сайте Reuters 24 января. – Думаю, что технология умных машин развивается впечатляющими темпами, и в какой-то момент она могла бы стать многообещающим решением, особенно в развитых частях мира, таких как Калифорния». Действительно, это становится похожим на реальность. И я впечатлен.
В общем и целом я нахожусь в лагере людей, которых разочаровала технология – в основном потому, что будущее оказалось не таким, как представлялось. Приведу в пример работу Германа Кана «2000 год» – предпринятую им в 1967 году попытку составить подходящий прогноз «наиболее вероятных» технологических достижений. Когда наступил 2000 год, оставалось удивляться, насколько сверхоптимистичным был тот прогноз: Кан предсказал большинство вещей, которые действительно появились, но также и многие вещи, которые не реализовались (все еще не реализовались). А экономический рост сильно не дотянул до его ожиданий.
Однако автономные автомобили – это нечто экстраординарное: даже в списке «менее вероятных» достижений Кана упомянуты лишь автоматизированные хайвэи, а не городские улицы, чему мы, очевидно, станем свидетелями в не таком далеком будущем. Мы также сталкиваемся с экстраординарным в сфере информационных технологий, которые позволяют нам без особых физических усилий делать потрясающие вещи в виртуальном мире, например, обмениваться забавными видео о кошках. Можно позволить роботу вести машину, пока я… гм… буду просматривать видео о кошках. И в этом большая перемена. Это действительно могло бы изменить весь наш образ жизни. Рост влияния роботов.
В статье, опубликованной в New York Times в декабре, репортеры Кэтрин Рэмпелл и Ник Уинфилд написали о растущем числе фактов, указывающих на «возвращение производства на родные берега», в США. Они приводят несколько причин: увеличение зарплаты в Азии, более низкие цены на энергоресурсы в Америке, высокие затраты на транспортировку. Однако затем в своем блоге Рэмпелл вспомнила еще про один фактор – роботов.
«Самую ценную часть любого компьютера – материнскую плату с микропроцессорами и памятью – в основном производят роботы. Так говорит мой коллега Квентин Харди», – написала она 7 декабря. «Люди, в частности, устанавливают элементы питания и подключают дисплеи. По мере увеличения производства роботов, в основном с помощью роботов, сборку можно производить прямо здесь с тем же успехом, что и где-нибудь еще, – сказал Роб Эндерл, аналитик из Сан-Хосе (Калифорния), который отслеживает развитие компьютерной индустрии в последние четверть века. – В результате роботы заменят большинство рабочих, хотя потребуется несколько людей, чтобы ими управлять».
Применение роботов ведет к снижению значимости трудовых затрат, так что можно размещать производство и в развитых странах с большим рынком и хорошей инфраструктурой (США вскоре могут выбыть из этого списка, но это уже другой вопрос). С другой стороны, это плохая новость для рабочих!
Обеспокоенность по поводу технического прогресса, перераспределяющего доходы рабочего класса в пользу капиталистов, давно знакома экономистам.
20 лет назад, когда я писал о глобализации и неравенстве, улучшение положения капиталистов не привлекало большого внимания: основные изменения в распределении доходов затрагивали скорее рабочих (если включать в их число управляющих хедж-фондов и руководителей компаний), а не рабочий класс и капиталистов. Таким образом, академическая литература концентрировалась почти полностью на технологическом прогрессе, ведущем к увеличению спроса на высококвалифицированного работника, что будто бы и объясняло рост стоимости обучения.
Но стоимость обучения в вузах некоторое время не увеличивалась. С другой стороны, произошло заметное уменьшение доходов у рабочих.
Если так пойдет и в будущем, то общепринятая точка зрения по поводу уменьшения неравенства разбивается в пух и прах. Получение хорошего образования не слишком поможет уменьшить неравенство, если крупное вознаграждение просто будет уходить к обладателям самых больших активов. Создание «общества возможностей» не слишком поможет, если самым большим активом, который можно получить в жизни, станет… большой объем активов, унаследованных от родителей, и т.д.
Полагаю, что мы не уделяли достаточного внимания измерению неравенства, касающегося отношений капиталистов и рабочего класса, по нескольким причинам. В 1990-х это не казалось важным, и не слишком много людей (включая меня!) переводили взгляд, чтобы увидеть, как изменился мир.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Будущее будет светлым
Меня очень радует идея автономных автомобилей. Первыми эту технологию начнут применять в сфере доставки товаров и такси. Но предполагаю, что в дальнейшем многие люди совсем откажутся от собственных машин. Когда вам потребуется автомобиль, он просто подъедет к вашей двери. Люди сэкономят столько времени. Через 20 лет мы будем оглядываться назад, не веря тому, сколько смертей и увечий мы терпели, когда позволяли садиться за руль людям.
– John Brookes, Австралия
У нас уже есть машины, управляемые компьютером. Они передвигаются по параллельным стальным балкам под названием «рельсы». Они перевозят людей на большие и малые расстояния с деловыми целями и для отдыха. Они доступны каждому (что демократично), не требуют больших временных, инженерных и материальных затрат (это недорого).
Эти транспортные средства называются поездами, и они значительно превосходят любые недемократичные роскошные машины будущего, управляемые роботами. Поезда – отличительная черта справедливого, уважающего себя общества, которое стремится перевозить большое число людей дешево и демократично. Машины с водителями-роботами – отличительная черта банановых республик, не способных решить даже свои элементарные проблемы с транспортом, энергетикой и жильем.
– R.Bradley, Пенсильвания