ФОТО JEFF SWENSEN ДЛЯ NEW YORK TIMES
Как лучше сократить вредоносные выбросы, пока еще не совсем поздно?
Специалист по климату Джеймс Хансен – большой ученый. Пионер в своей области, он разработал одну из первых глобальных климатических моделей, используя которую предсказал тенденцию потепления на Земле. Я особенно серьезно воспринимаю то, что он говорит об угле. По его словам: «Это самая большая отдельно взятая угроза для цивилизации и жизни на нашей планете».
Соглашаясь с Хансеном по вопросам, относящимся к климату, я с сожалением должен отметить, что, как это вытекает из его комментария в New York Times от 7 декабря, он не особенно старался понять экономические аспекты проблемы контроля над эмиссией углекислого газа.
А это не такой уж пустяковый вопрос. Хансен участвует сейчас в необоснованном крестовом походе против торговли квотами. Эта система, позволяющая покупать квоты на выброс углекислого газа, является – давайте смотреть правде в глаза – единственной формой действий, которые мы можем предпринять против эмиссии углекислого газа до того, как экологическая катастрофа станет неизбежной.
Простой экономический анализ показывает, что результаты работы системы торговли квотами и эффект от использования предлагаемого Хансеном вместо нее налога на выбросы, по существу, равнозначны. Введение налога означает взимание платы за выбросы, а это ведет к тому, что меньше будет загрязняться окружающая среда. Система торговли квотами вводит количественный лимит на выбросы. Если эмиссия газов превышает установленное ограничение, необходимо приобрести дополнительные квоты (или отказаться от потенциальной продажи разрешений на выбросы). Это ведет к уменьшению загрязнения. Вопреки тому, что полагает Хансен, стимулы активно сокращать выбросы в рамках обеих систем одни и те же.
Факт в том, что система торговли квотами уже работает, несмотря на странный довод Хансена, что создание рынка открывает дверь порочным, думающим только о прибыли банкирам. Разрешения на эмиссию – это не субстандартные закладные, не говоря уже о сложных деривативах. Эти разрешения просто предоставляют право осуществлять конкретную деятельность. Будет поистине трагично, если люди, обобщив выводы из уроков финансового кризиса, закончат тем, что заблокируют важнейшие политические решения в области защиты окружающей среды.
![]() ФОТО JOHAN SPANNER THE NEW YORK TIMES В Копенгагене идет дискуссия о том, как спасти планету. |
Разногласия такого рода часто возникают тогда, когда экономисты спорят с учеными-естествоведами. Представители точных наук склонны считать, что мы являемся знахарями, которым нечего им сказать, так что они не берут на себя труд выслушать доводы экономистов. В результате они снова и снова повторяют старые ошибки, полагая, что глубоко проникают в суть вещей. В большинстве случаев это не наносит большого вреда. Но не на сей раз.
Вот как обстоит дело. Многие страны, в частности – Соединенные Штаты, имеют реальный шанс в течение одного-двух лет внедрить серьезные программы торговли квотами. Но нет никаких шансов добиться подобного результата, по крайней мере в обозримом будущем, если ввести налоги на выбросы углекислого газа.
Было бы контрпродуктивно отвергнуть программу, которую можно выполнить (пусть она не будет совершенной или достаточной, но может быть с течением времени ее улучшат), и отдать предпочтение проекту, который невозможно внедрить настолько быстро, чтобы успеть избежать катастрофы.
Комментарии читателей с сайта nytimes.com
Возможно, все не так просто
Г-н Кругман, вы говорите, что «разрешения на эмиссию – это не субстандартные закладные, не говоря уже о сложных деривативах». Осмелюсь высказать иное мнение.
«Субстандартный углерод» существует. В торговле он называется «бросовый углерод». Он, вероятно, возникает благодаря компенсационным кредитам – добровольным обещаниям третьих сторон, не связанных обязательствами по сокращению выбросов, снизить эмиссию парниковых газов. Эти обещания продаются как фьючерсы до того, как сокращение выбросов может быть проверено. Подобно субстандартным закладным или бросовым облигациям, которые представляют собой долговые обязательства с относительно высоким риском дефолта, компенсационные кредиты также связаны с довольно большими рисками и могут упасть в цене. Так что компенсационные кредиты на сокращение выбросов продаются и покупаются как деривативы. И на их основе выпускаются финансовые продукты. Финансовый кризис предупреждает нас о сложности современных финансовых рынков. Нам следует воспринять эти уроки.
![]() PEP,DENMARK/ CARTOONARTS INTERNATIONAL/ THE NEW YORK TIMES SYNDICATE |
– Michelle Chan
Если произойдет катастрофа, то никаких споров не будет.
– Без подписи
Компании жульничают с налогами и будут жульничать с системой торговли квотами, но такой вариант лучше, чем ничего. Начать движение в правильном направлении лучше, чем стоять без движения.
– Jan Baer
Нельзя недооценивать способности Wall Street превратить хорошую идею в азартную игру.
– Marcelo
Г-н Хансен заслуживает того, чтобы воздать ему должное. Атмосфера принадлежит всем нам. Система, которая выдает разрешения на загрязнение окружающей среды, – это просто форма воровства собственности.
– Breuckelen