ФОТО JIM WILSON/THE NEW YORK TIMES
В США консерваторы сравнивают демократов с нацистами.
Любопытный факт: «наци» стало любимым бранным словом правых в Америке. На протяжении большей части XX столетия американские консерваторы сравнивали либеральных политиков в своей стране и склоняющихся влево зарубежных лидеров не с фашистами, а с коммунистами. (С другой стороны, некоторые либералы использовали ярлык «фашист», когда ссылались на своих оппонентов, хотя эта тенденция с годами ослабела.)
Но сегодня на возглавляемых консерваторами акциях протеста баннеры гласят: «Обама = Гитлер», а не «Обама = Сталин». Я получаю по электронной почте письма от людей, которые называют меня «грязный наци», а не «грязный комми» или «пинко» (то есть «розовый», умеренный либерал).
На самом деле, насколько я могу судить, консерваторам совсем не подходит новая антифашистская мантия. Если вспомнить о многолетней любви консервативных интеллектуалов к таким правым диктаторам, как Франциско Франко в Испании и Августо Пиночет в Чили, то эпитет «нацистский» звучит очень странно, когда его пускают в оборот с правого крыла. Можно предположить, что, критикуя администрацию Обамы, политику которого они считают либеральной и пагубной, правые должны были бы предпочесть левые и советские аналогии.
Противоречия простираются достаточно глубоко. Обозреватель журнала Time Джо Клейн рассказал о митинге в здании муниципалитета в Арканзасе в начале осени нынешнего года, где люди высказывали мнение, что Обама «нашпиговал администрацию коммунистами».
Странно. Но что именно странно, так это доходящая до паранойи степень ненависти.
В эти дни я получаю по электронной почте письма, полные брызжущего слюной и бессвязного гнева по поводу моих статей об экономической стороне системы здравоохранения и макроэкономическом моделировании. Что же так приводит людей в ярость?
Обычно это трудно понять. Часто я чувствую, что пишущие мне вовсе и не читали эти статьи. Ну да это ладно. Они и так точно знают, что я человек коррумпированный, лгун, нацист и что в своих статьях я изрыгаю зло.
Что бы ни подталкивало к таким высказываниям, это не имеет ничего общего с тем, что кто-то говорит или делает. В глазах этих людей Обама может в настоящее время проводить такую же политику, какую проводил Буш, но он, Обама, тем не менее – социалист-комми-фашист. Из этого также следует, что те из нас, кто так не считает, сами являются лживыми нацистами.
Что-то пошло не в ту сторону в мозгах многих американцев. Так что же происходит?
Может быть, коммунистическая угроза сама по себе уже не кажется такой страшной, поскольку коммунизм пал не с большим шумом, как фашизм в конце Второй мировой войны, а с бюрократическим брюзжаньем? Через двадцать лет после падения Берлинской стены не стирается ли коммунизм из сознания людей в то время, как в фильмах о Второй мировой войне продолжает жить образ злобно усмехающегося наци?
Комментарии читателей с сайта nytimes.com
Что в имени твоем? Очевидно, очень многое
Тенденция называть Обаму нацистом прекрасно соответствует созданию его образа как иностранца-мусульманина. Тем самым исподволь внушается, что ему свойственны антисемитские настроения (в расширительном смысле и антихристианские, как это в последние десятилетия проповедуют израильские евангелисты) и, следовательно, он выступает в союзе с исламскими террористами. – Michael
Думаю, Кругману нужно лучше владеть собой. – Andy B.
Я подозреваю, что люди, которые выступают с такими оскорблениями, столь глубоко невежественны в том, что касается истории и действительных фактов, что они просто не имеют представления о том, что эти термины на самом деле означают.
– Agia Sophia
Пол, если Вам от этого легче, то для меня Вы всегда будете розовым коммунистом. – Mike
Этот феномен – результат того, что те, у кого есть фашистские предпочтения, обвиняют в них других, и это весьма ясно их характеризует. Как горшок, обзывающий чайник черным.
– Jonathan
Это потому, что критики Обамы хотят подкрепить идею, будто президент замышляет массовые убийства и разрушения, а не просто перераспределение богатства. В конце концов, никогда не проводи аналогию, если можешь поставить третий акт итальянской оперы. – Linda
Может быть, это потому, что большинство подростков сегодня недостаточно взрослые, чтобы помнить старый Советский Союз.
– Daniel Ethier
Может быть, Вам следует воспользоваться правом на возражение и ответить. – Miguel