Валерия Курьянова. Крымский текст в творчестве Л.Н. Толстого: Монография. |
Автор конкретизирует понятие «крымский текст» в рамках творчества Льва Толстого. Особый интерес представляет введение в оборот малоизвестных и незавершенных произведений, заметок и даже образцов военного делопроизводства писателя: «Проект о переформировании батарей в 6-орудийный состав и усилении оных артиллерийскими стрелками», «Заметка по поводу военного журнала», «Записка об отрицательных сторонах русского солдата и офицера», очерк «Командир части – хороший человек», «Отрывок из дневника штабс-капитана А. пехотного Л.Л. полка», «Начало фантастического рассказа», роман «Декабристы», черновые наброски «Солдатские разговоры», «Предисловие к книге А.И. Ершова «Севастопольские воспоминания артиллерийского офицера» и др. Что касается «Севастопольских рассказов» – с них у Толстого, по мнению автора, началась демифологизация Крымской войны и создается свой героически-патриотический миф.
Но наиболее мифосозидающей оказалась «Севастопольская песня» Льва Николаевича, написанная по итогам трагического для Крымской армии и защитников Севастополя сражения 4 августа 1855 года на Черной речке под Севастополем, участником которого был сам писатель. «Бытующее определение ее как солдатской (или написанной на манер солдатских), а также веселой, вызывающей смех, шутовской, зло смешной, но чаще всего – песней-сатирой, сатирической песней», по мнению автора, «не объясняет ее внутренней сути». Ведь фольклорной основы в ней нет, «несмотря на ряд просторечных слов и выражений», не говоря уже о непечатном выражении последнего куплета. Опираясь на работы Михаила Бахтина и Юлии Кристевой, автор прослеживает черты карнавализации, ставшей ключом художественной системы столь неожиданного для Толстого произведения.
Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы занимать…
Популярность этой песни шагнула далеко за пределы Севастополя, ее читали и списывали по стране, как народную.