Илья Виньковецкий.
Русская Америка: Заокеанская колония континентальной империи. 1804–1867 /Пер. с англ. С. Константинова. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 320 с. (Historia Rossica. Окраины Российской империи). |
Книга вышла в подсерии «Окраины Российской империи». И правда, более отдаленной окраины не найти! С конца ХVIII века до 1867 года Аляска с прилегающими островами была единственной заокеанской территорией России. Эти далекие земли были в свое время колонизированы и управлялись по классическому европейскому образцу. Именно у Великобритании – крупнейшей колониальной метрополии, «владычицы морей» – Российская империя позаимствовала систему администрирования для Аляски. Кстати, именно английская колония Канада имела протяженную границу с Русской Америкой.
Илья Виньковецкий, канадский профессор-историк российского происхождения, выросший в США, решил заполнить лакуны, существовавшие, по его наблюдениям, в научной литературе о российских колониях в Западном полушарии. О том, что Александр II продал Соединенным Штатам Аляску в 1867 году, широко известно, а вот как жила эта территория под российским управлением, как функционировала ее администрация? «Единственная заокеанская колония России была для Петербурга чем-то вроде... полигона для испытания управленческих стратегий, которые в те времена больше нигде на обширном пространстве России не использовались».
Автор изучил политические, экономические, географические, охотоведческие аспекты жизни Русской Америки. Это был настоящий форпост России. Многое в истории Русский Америки напоминает нынешние события. Американцы и британцы интриговали против русских, наши отвечали им тем же. Шла конкурентная борьба за рынок пушнины. Местных жителей привлекали к таким традиционным промыслам, как охота на калана и забой морских котиков. Кого-то такие фразы автора, как «вторжение русских», «дурное и жестокое обращение с коренными жителями Сибири», могут покоробить. А иной патриот даже возразит заокеанскому профессору: «А у вас негров линчуют!» Само собой, российские хозяева Аляски не слишком миндальничали с нерадивыми работниками.
На рубеже ХVIII–ХIХ веков в Русской Америке случались бунты аборигенов, наиболее известный чуть не закончился падением Михайловской крепости на острове Ситка в 1802 году. Ново-Архангельск постоянно жил под угрозой нападения тлинкитов. Приходилось наращивать военный гарнизон для защиты. Среди колонистов было много моряков, пушных промышленников, сибиряков, поморов; рабочих же набирали на Камчатке и Чукотке.
Так почему все-таки продали Аляску? В начале ХIХ века, рассказывает автор, в Петербурге надеялись, что она станет потенциальной базой для торговли с другими странами. «Однако китайцы и японцы не были намерены открывать свои порты для российских кораблей». Британцы и американцы вели активную борьбу против российских негоциантов в этой части Тихого океана. Русских исподволь выдавливали с берегов Америки. Да и географические условия создавали препятствия. «Порты Охотска и Петропавловска, закрытые для навигации из-за льдов большую часть года, не отвечали требованиям времени, делая присутствие России на Тихоокеанском побережье ненадежным, в результате чего флот не был в состоянии претворять в жизнь имперское волеизъявление России». К тому же в 1860-е годы у России появился порт Владивосток, имевший «гораздо большее стратегическое значение для амбиций интересов России в Азии». Крымская война подчеркнула уязвимость Русской Америки. «После присоединения Приморья представители флота все чаще относились к Аляске как к чему-то несущественному, как к колонии, без которой можно было бы обойтись... В период Великих реформ представители флота под руководством его командующего, великого князя Константина Николаевича, стали ведущими сторонниками продажи Аляски. Константин и его единомышленники рассматривали этот ход не как сдачу позиций, а как меру, необходимую для укрепления позиций Российской империи на азиатском Дальнем Востоке».
Пушной промысел был едва рентабельным: для охоты на калана нужно было договариваться с местными жителями (требовались навыки, которых не было у русских охотников). Экономическая модель региона оказалась малоэффективной. Российско-американская компания требовала ежегодных государственных дотаций 200 тыс. руб. серебром.
Пользование далекими землями становилось для России слишком трудоемким и дорогим. Американцы, пользуясь современным бизнес-сленгом, «отжимали» русских с Аляски. Соединенные Штаты зарились на все Тихоокеанское побережье – правда, англичане принялись вкладывать деньги в развитие канадской провинции Новая Колумбия. Так возник город Ванкувер, в университете которого работает Виньковецкий. Так что история Русской Америки косвенно имеет отношение и к его личной биографии.