Как в едином произведении увязать текст, изображение и пространство? Наиболее близко подошли к ответу на этот вопрос картографы. Со времен древности многие изображения Земли (точнее, известных человеку ее участков) выполнялись с истинно художественным талантом. Конечно, карта в первую очередь должна точно описывать местность и служить руководством для путешественника, моряка, летчика. Но любое пространство обладает важной особенностью: оно гипнотизирует того, кто его изучает и описывает. И ученый-картограф, и автор путевых записок невольно преображают и мифологизируют реальность, создавая на бумаге не совсем то, что существует в реальности. Именно поэтому многие специалисты предпочитают пользоваться данными аэрофотосъемки: здесь «человеческий фактор» сведен к минимуму, надо же когда-нибудь увидеть, как выглядит Земля на самом деле.
На днях в Третьяковской галерее на Крымском валу закончилась выставка «Метагеография. Пространство – образ – действие». Она рассказывала о том, что находится на трудноуловимой грани философии, искусства и науки. Там можно было увидеть карты символические, футурологические, психогеографические, карты-артефакты, инсталляции на краеведческие темы (к примеру, «Путеводитель по Бирюлеву» и «Освобождение Карачарова»). В одном из залов демонстрировались старинные геодезические инструменты, помогавшие нашим предкам мерять и «читать» землю. Текст играет в картографии большую роль, недаром так интересно рассматривать витиеватые надписи на старинных планах-гравюрах. На месте еще не открытых участков суши там всегда располагались слова – как первооснова всего сущего.
Новое поколение художников переосмысливает и обогащает эти традиции. Среди экспонатов выставки была работа писателя, путешественника и художника Андрея Балдина, книжная графика на географические сюжеты, факсимильное издание атласа Сибири петровских времен. Метагеография вошла в круг современных направлений гуманитарной мысли и творчества. Каждый из авторов книг этой полосы тоже стремится по-своему постичь и истолковать пространство. Эти книги лучше читать, держа перед глазами карту: придунайских стран, Арктики, Антарктиды и канувшей в пучину истории Русской Америки.