Наземное и подземное, российское и зарубежное краеведение связаны между собой различными нитями, подчас весьма прихотливым образом. Слово «краевед» уместнее будет в данном случае заменить понятием «исследователь пространства» или «описатель среды».
Подземную среду Москвы превосходно знает кандидат географических наук, журналист и писатель Юрий Супруненко (он вдобавок специалист по подмосковным усадьбам и по памятникам истории и культуры ряда российских регионов). В своей новой книге на эту тему ученый погружает читателя в коллектор Неглинки и подвалы замоскворецких купеческих особняков, в средневековые подземные ходы Китай-города и катакомбы командных пунктов времен «холодной войны».
Самая известная простому горожанину часть подземной Москвы – метро. О столичной подземке (включая полумифическое, доныне не рассекреченное «метро-2») Юрий Супруненко тоже рассказывает подробно. В метрополитене работал и герой книги Александра Васькина – архитектор Щусев. Он построил лишь одну станцию, зато какую! «Комсомольская-кольцевая» – шедевр неорусского стиля в его сталинском изводе, роскошный барочный дворец, где увековечены и русские полководцы, и большевистские вожди. И к тому же это памятник Победы, как и большинство станций первого послевоенного десятилетия.
«Зодчий всея Руси», потомок запорожских казаков Щусев был поклонником итальянской архитектуры и культуры. По глубине их познания он, возможно, и уступал главному «русскому палладианцу», своему коллеге, современнику Ивану Жолтовскому. Но дух старой итальянской архитектуры он впитал в дни поездки в эту страну в 1898 году. Бывал Щусев и в Венеции и, по слову биографа, буквально заболел этим удивительным городом, о котором написано бесчисленное множество книг, в том числе и краеведческих. Путеводитель стеклодува и культуролога Альберто Тозо Феи по закоулкам венецианских тайн интересен не только как рассказ о прекрасном итальянском городе с богатой историей и великими жителями. Книга пробуждает размышления об «итальянской и русской душе» многих отечественных памятников и архитектурных ансамблей, показывает одно из мест, где в разные эпохи черпали вдохновение русские зодчие. Те, что строили потом с одинаковым блеском и на земле, и под землей. Переосмысленные ими образы Италии встречают нас на разных станциях московской подземки.