Лев Колодный.
Никитский бульвар. – М.: Вече, 2014. – 288 с. |
Шесть десятилетий журналист и краевед Лев Колодный пишет о Москве. Число выпущенных им за это время книг не поддается подсчету. Новая работа Колодного посвящена Никитскому бульвару – он невелик по протяженности, но повидал на своем веку многих замечательных людей, был свидетелем ярких событий. Да и домов-памятников с богатой историей здесь немало (увы, некоторые из них были снесены в последние 20 лет).
Колодный рассказывает о бульваре подробно, дом за домом, жилец за жильцом. Начинает повествование от Никиты, родоначальника династии Романовых, и доводит до наших дней, вспоминая свои встречи с Олегом Ефремовым, Элием Белютиным, Ильей Глазуновым и другими обитателями квартир на Никитском. В домах по бульвару жили писатель Николай Гоголь и композитор Матвей Блантер, поэт-авиатор Василий Каменский и актер Михаил Чехов, знаменитые полярники и летчики. На Высших женских курсах в угловом здании преподавал весь цвет московской профессуры начала ХХ века, в Доме печати (бывший особняк князей Голицыных, ныне Центральный дом журналиста) выступали известные писатели нескольких поколений. В одной из скромных коммунальных квартир дома № 3 скромно проживала в 70-е годы родная сестра первого президента Израиля. Из отдельных историй подчас складываются сюжеты, например, булгаковский: в доме № 15 помещалась знаменитая «Зойкина квартира», а здание напротив принадлежало перед революцией родственнице генерала Скоропадского, одного из персонажей «Дней Турбиных».
Биографии домов подчас не менее интересны, чем судьбы людей. Колодный рассказывает истории старинных зданий, где ныне находятся Музей искусств народов востока, Дом полярников, театр «У Никитских ворот», Музей Н.В. Гоголя. В контексте рассказа он вспоминает людей самых разных профессий и увлечений. Талантливых архитекторов. Незаслуженно забытых коллег-журналистов. Генералиссимуса Суворова, певшего на клиросе здешней церкви Федора Студита. Букиниста Старицына, в чью лавку заходил как-то Анатоль Франс, профессионально разбиравшийся в старых книгах.
Никитский бульвар связал многое и многих. Он и в биографии автора книги оставил отпечаток.