0
1349
Газета Краеведение Интернет-версия

22.03.2001 00:00:00

Два продолжения одной выставки

Тэги: выставка, Кремль, реликвии


Христианские реликвии в Московском Кремле. Редактор-составитель А.М. Лидов. - М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Центр восточнохристианской культуры, изд-во "Радуница", 2000. - 304 стр.

-АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, выставку "Христианские реликвии в Московском Кремле", инициатором создания и научным руководителем которой вы являлись, посетили за шесть месяцев около 100 тысяч человек. Но вот вопрос: какова дальнейшая судьба святынь, экспонировавшихся в Успенской звоннице? Неужели это прекрасное целое опять будет разделено на множество фрагментов и спрятано от глаз в различных специальных хранениях?

- Риза Господня и Гвоздь Распятия вернутся в фонды, некоторые памятники - в кремлевские соборы. Ковчег Дионисия Суздальского XIV века с реликвиями Страстей Господних и ряд других святынь возвращаются в Оружейную палату, где растворятся среди многочисленных памятников прикладного искусства. К сожалению, посетители этого богатейшего собрания зачастую не в состоянии понять значение того или иного предмета. Для большинства это просто вещи из золота или серебра. Подлинный статус и смысл того, что люди видят перед собой в этой экспозиции, исчезает. А ведь Ковчег Дионисия по художественному и историческому значению можно сравнить с "Троицей" Рублева и фресками Феофана Грека.

- Вы обратились к администрации музея "Московский Кремль" с инициативой создать новую постоянную экспозицию христианских реликвий, своеобразный храм-реликварий в Благовещенском соборе. Какова была реакция на вашу инициативу?

- Дирекция музея обещала подумать. С научной точки зрения, одно из самых серьезных возражений против идеи создания храма-реликвария состоит в том, что реликвии всегда были распределены по кремлевским соборам и хранениям и никогда не показывались в отдельной экспозиции. Но это лишь отчасти правда, потому что важнейшие реликвии российского государства, значительная их часть, хранились в придворном Благовещенском соборе, откуда выносились во время особо торжественных празднований. Этому собору мы и предлагаем вернуть первоначальный смысл сокровищницы-реликвария для особо почитаемых святынь. Они могли бы быть расположены, например, в Никольском приделе. Речь не идет о том, чтобы в одном месте показать все реликвии, забрав их из соборов и Оружейной палаты. В этом сравнительно небольшом помещении могли бы быть представлены только самые важные святыни. Речь идет о создании особого сакрального пространства, в котором бы неразрывно соединились храм и музей. Сосредоточение святости в храмовом пространстве - вот в чем пафос предложенной идеи.

Такой храм-реликварий был бы максимально обращен к людям: святыни были бы доступны как для поклонения, так и для изучения. Это послужило бы импульсом к дальнейшему осмыслению сокровищ кремлевских соборов и дворцов. Возникла бы новая драматургия и восстановилась бы внутренняя логика освоения древних памятников Кремля, а искусственное противопоставление музея храму было бы снято. Новый для России тип музейного пространства уже имеет свои аналоги на Западе, где средневековая традиция нашла свое продолжение в современных экспозициях. Это и капелла-реликварий в соборе Сан-Марко в Венеции, и Папская капелла при Латеранском дворце в Риме. В западном Средневековье идеальным образцом такого храма-реликвария была знаменитая Сен-Шапель в Париже - шедевр французской готики XIII века.

- Каковы духовные и архитектурные истоки самой идеи храма-реликвария, есть ли у нее православные корни?

- Прототипом для подобных храмов как на Востоке, так и на Западе явилась церковь Богоматери Фаросской в Константинополе - маленький драгоценно украшенный купольный храм, разрушенный крестоносцами в 1204 году. Несмотря на то что церковь располагалась в глубине Большого императорского дворца, она и находившиеся в ней важнейшие реликвии Христа и Богоматери были в принципе доступны для всех - как для православных, так и для латинских паломников и даже для посещавших столицу иноверцев. Храм-реликварий был сердцем Византийской империи, ее сакральным центром, по своему значению сравнимым лишь с храмом Гроба Господня в Иерусалиме. С одной стороны, святыня являлась знаком духовного могущества. С другой - она была доступна для поклонения. В этой идее был заложен огромный потенциал. В России византийская традиция хотя и не буквально, но символически точно была претворена в придворном, царском небольшом Благовещенском соборе. Отсюда в особые церковные праздники святыни выдавались в храмы и монастыри Москвы для совершения крестных ходов с ними и для поклонения верующих.

- Как бы вы сформулировали общественный смысл вашего проекта?

- Думаю, создав храм-реликварий в Кремле, мы не только восстановим древний замысел, существовавший в умах наших предков, но и создадим новый сакральный центр России, который мог бы стать своеобразной точкой отсчета в освоении огромного культурного пространства русского православия. Возрождение на новом уровне центрального византийского образа и сакральной модели будет способствовать становлению нашей духовной идентичности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1069
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
980
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1954
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2353

Другие новости