0
1164
Газета Краеведение Интернет-версия

21.10.1999 00:00:00

Другая Москва


В.С. Кусов. Земли современной Москвы при государях Иоанне и Петре, 1682-1696. - М., 1998, 16 с., с картой.

ОЧЕРЕДНАЯ книга известного историка русской картографии В.С. Кусова - это значительный шаг вперед в осмыслении роли и значения географической карты в проведении историко-географических исследований. Здесь вполне очевидны два направления, которым следует автор рецензируемой книги. Одно, более явное - сплошная инвентаризация всех известных и разысканных до сего дня старинных чертежей и карт России, что и удалось сделать В.С. Кусову в одной из предыдущих книг. Другое направление связано с проблемой реконструкции историко-географической действительности и положения ее на современную карту. Здесь В.С. Кусову также принадлежит немало интересных работ. Мой интерес к книге "Земли Москвы..." - также и чисто москвоведческий: ведь крайне любопытно сравнить современную карту Москвы и реконструированную карту Москвы конца XVII века.

Следует сразу признать, что относительно небольшой текст, опубликованный в книге, играет вспомогательную, чисто служебную роль. Центр самой книги - это приложенная к ней карта. Взгляд на нее сразу говорит о разнородности и разнообразии земель, вошедших в черту современной Москвы. По существу, под современной более или менее "выплощенной" выровненной Москвой, с ее скорее субкультурной географией скрывается настоящая, классическая историческая микрогеография целого региона. Ее можно уподобить небольшому европейскому государству: мы видим четкие реконструированные границы станов и дворцовых земель, "черную дыру" центральных московских слобод, "калейдоскопический" мир деревень, селец и монастырей. Современная топография Москвы сохранила множество этих старинных названий: Узкое (Уское) и Останкино (Останково), Бескудниково и Печатники (Печатниково), Дорогомилово и Жулебино. Другая часть названий уже безвозвратно поглощена наложившейся на исторический топопласт новой топонимической системой, имеющей совершенно другие законы своего формирования - исходящие скорее из политико- и культурно-географических оснований, причем часто не микро-, но мезо- и макроуровня. Впечатляющая "мелкость", ювелирная работа, тонкая вязь московской топонимики сменяется постепенно более "топорной" работой по созданию крупных, более "грубых" и в то же время более выпуклых топонимических образов. Москва становится крупнее, масштабнее даже не столько в силу своего очевидного территориального роста за три прошедших столетия, сколько за счет видимого укрупнения и усиления "рельефности" самих географических образов, ее отражающих и в то же время формирующих. Очевидно, что плотная гидрографическая сеть территории современной Москвы практически "съедена", даже "зарезана" ее образно-географической картой, а многочисленные деревеньки и села оказались устойчивыми точками роста неких новых, умещенных уже в новое пространство географических москво-географических образов.

Подробный сравнительный анализ реконструированной В.С. Кусовым карты с современными топографическими реалиями Москвы представляет, конечно, вполне очевидный москвоведческий и краеведческий интерес. Но взглянем на эту работу шире. "Копание" с неясной, порой многосмысленной и нечеткой фактурой старинных источников и кропотливое перенесение добытого в современные географические координаты дает несколько больше, чем принято думать, для развития географии. Столкновение и взаимодействие двух разных систем географических координат, разных систем географических представлений об окружающем мире позволяет уловить скрытый, малодоступный "нерв" - модель перехода, смещения традиционных географических образов и понятий в новые географические пространства, "работающие" уже по другим законам. Историческая география, а с ней и историческая картография предстают теперь как исследования динамики, сдвигов, переходов различных систем географических представлений и географических образов. Одна и та же территория может выступать в разные исторические эпохи как источник и своего рода обычная физико-географическая "привязка" для сразу нескольких таких образно-географических систем, сменяющих друг друга последовательно и создающих ее устойчивую геологическую стратификацию. И в этой связи, конечно, историко-картографические "штудии", подобные замечательной работе В.С. Кусова, есть бесценный материал для развития нового историко-географического образного моделирования территории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Татьяна Астафьева

Цифровые сервисы облегчают жизнь столичным предпринимателям и стимулируют их развитие

0
926
Госорганы прячут от адвокатов сведения о гражданах

Госорганы прячут от адвокатов сведения о гражданах

Екатерина Трифонова

Чтобы получить информацию по запросу, защитники проходят круги судебных разбирательств

0
1275
За осквернение исторической памяти будет особая статья

За осквернение исторической памяти будет особая статья

Иван Родин

Правительство сообщило Госдуме о президентской поправке в Уголовный кодекс

0
1319
Партии проявляют интерес к губернаторским кампаниям

Партии проявляют интерес к губернаторским кампаниям

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системная оппозиция будет искать возможности и ресурсы в восьми регионах

0
1135

Другие новости