0
1273
Газета Краеведение Интернет-версия

21.10.1999 00:00:00

Там, где сходятся Голландия с Сибирью


Д.Л. Спивак. Северная столица: Метафизика Петербурга. - СПб.: Тема, 1998, 427 с.

Н.А. Синдаловский. Петербург в фольклоре. - СПб.: Журнал "Нева", ИТД "Летний сад", 1999, 384 с.

КНИГА Дмитрия Спивака не имеет отношения к традиционному краеведению. Она крайне интересна с точки зрения краеведения нетрадиционного, метафизического и образно-географического. Петербург - благодатная "почва" для образно-географического краеведения, и автор книги использовал ее сполна.

Метафизика Петербурга - тема, которая муссируется уже не первый век; тема, которая дала шедевры русской литературы - Пушкина, Достоевского, Блока, etc. Известная книга Николая Анциферова, казалось бы, подвела временную черту над (или под) последующими попытками осмыслить этот феномен в историософском или культурософском плане. Начало 1990-х годов дало, однако, известный сборник "Метафизика Петербурга". Петербург, осмысляемый прежде всего в геософском и образно-географическом планах, по-прежнему выступает катализатором новых географических (геокультурных) образов. Но что есть метафизика, понимаемая географически?

Геокультурные и геоисторические образы Петербурга увязаны Спиваком в три метафизических "узла" - "Финская почва", "Шведские корни" и "Греческая вера". Автор движется по исторической и историософской спирали, анализируя, как множатся, расширяются, обогащаются все новыми и новыми мифологиями образы Петербурга. Языческая финская почва первоначальной территории Петербурга пропитывается шведской топонимикой, а уже на нее накладываются и локализуются православные и российско-имперские образы. В этой связи и сама смена названий великого города выглядит обоснованной и вполне логичной.

Метафизическое краеведение не может быть "приземленным". Оно требует активного создания и мелких, дробных, фрагментарных географических образов, опирающихся на физико- и культурно-географические реалии. Уместнее говорить даже о топографических образах. Знаменитый Исаакиевский собор до сих пор выступает генератором подобных топографических образов - фантазией современного петербургского писателя А.Столярова под собором его героям чудится подземный храм, где совершается "черная евхаристия". Петербургские реалии, их мифологическая аура формируют плотное образно-географическое поле северной столицы, но и оно, в свою очередь, воздействует на восприятие этих реалий, а иногда и их изменения.

Образно-географическое положение Петербурга втягивает в себя и Стокгольм, и Новгород, и Москву. Что характерно для призрачного города: его туманы и белые ночи, освященные литературными реминисценциями, отнюдь не только и не столько свидетельство его физико-географического положения. Образ изменяет географию. Случай Питера уникален - его метафизика оторвалась от "физики" и живет, пожалуй, собственной жизнью. Подробнейшие и детальнейшие геоисторические разыскания Спивака только убеждают в этом. Соседство финнов и шведов, а также наплыв византийско-православной символики ярко "оторачивают" питерский genius loci, незыблемый в своей самобытности. Географический образ Петербурга является, вполне очевидно, ядерным для понимания образно-географического поля России.

Северная столица - крайне удачный и емкий метагеографический образ. Ведь Петербург на самом деле есть средоточие, созвездие, пересечение многих и многих образов - Венеции, Константинополя, Рима, Киева, Лондона, - не говоря уж о "завязшем в зубах" метафизическом противостоянии с Москвой. Как "северная столица" образ Петербурга стягивает более "южные", но также плотно метафизически насыщенные образы, но и сам он, по сути, становится более южным, более "теплым". Метафизика Петербурга коренится в "физике" Черного моря и Средиземноморья (недаром ведь Петр I двинулся сначала к Черному морю и, не добившись серьезного успеха, повернул к Балтике); это теплый и уютный мир Средиземноморья (в духе Фернана Броделя) в конкретной точке Балтики. Метафизический разрыв породил необычайно широкое образно-географическое поле Петербурга, и книга Дмитрия Спивака - это великолепная попытка его "регионализации", образно-географического районирования.

* * *

ФОЛЬКЛОР - это естественная и плодороднейшая "почва" метафизического краеведения и образной географии; их, по сути, "чернозем". Народные речения, поговорки, афоризмы, анекдоты создают обширное и весьма расплывчатое образно-географическое поле, которое тем не менее (а может быть, поэтому) продуцирует резкие и яркие географические образы места. Только что вышедшая книга Наума Синдаловского свидетельствует, что Петербург - то место, где фольклор особенно топографичен и географичен; любой его выпуклый образ несет в себе фольклорную основу.

Реальная географическая карта Петербурга расцвечена фольклорными названиями отдельных его районов, даже само название города стало предметом фольклорных обыгрышей, связанных с его происхождением, зигзагами истории и именами его властителей. "Коломна всегда голодна", а "Вошь да крыса до самого Елагина мыса". Фольклорно-географические образы Петербурга не зацикливаются внутри его территориальных границ - они скорее расширяют образную географию Питера, по-хорошему "спекулируя" на традиционном противостоянии Москве и макрогеографическом положении северной столицы. В народном сознании именно в Питере "сходятся Голландия с Сибирью" (парадокс неожиданной смычки почти азиатской державы с просвещением и наукой Западной Европы), а привычные бинарные оппозиции (Питер - город, Москва - деревня; "мокрость" Питера - сухопутность и "лапотность" Москвы и т.д.) находят порой едкое анекдотическое воплощение:

    "- Вы слышали, что вчера девушка бросилась в Неву?
    - Она была в меланхолии?
    - Нет, она была в Москве".

Петербургский фольклор естественным образом стремится расширить свою географию, и при этом фольклорно-географическое пространство его становится все более экстерриториальным, все менее явно связанным с плотно "прижатыми" топографически фольклорно-географическими образами прошлого. Даже названия бандитских и воровских шаек и "группировок" сменяются - становясь не локально-петербуржскими ("Пряжкинскими" и "Лиговскими"), но регионально-российскими: тамбовскими, казанскими, воркутинскими.

Топос Петербурга обнаруживает весьма любопытную образно-географическую устойчивость, транслирующуюся посредством городского фольклора и им же закрепляющуюся. Фольклор здесь - как своего рода образно-географический "цемент", твердеющий простейшими и понятными метафорами, разговорными байками, напрашивающимися сравнениями. "Петербургский климат" и "Петербургская погода", анекдоты вокруг клодтовских коней фиксируют образ на местности, делают его архетипом, многократно воспроизводящимся впоследствии, хотя порой и по принципу "испорченного телефона". Но связь топоса и фольклора прослеживается и глубже, на уровне каких-то поначалу бессознательных образно-географических механизмов.

Нет сомнения в том, что ведущие географические символы и образы Петербурга (Нева, Медный всадник, Невский проспект, стрелка Васильевского острова и т.д.) фиксируются и закрепляются сознанием через более общие, глубинные образы воды и земли, простора, свободного пространства и стесненности, государственности и анархии, богатства и бедности. И вот локальный городской (а в случае Питера, пожалуй, "супергородской", сверхурбанистический) фольклор выполняет роль "моста", строгой и притязательной формы, обеспечивающей эффективную связь топических символов и их бессознательной основы. Метафизическое краеведение находит в городском фольклоре явные и обнаженные механизмы, "нервы", моментально реагирующие на изменения топографической и топологической "плоти" города.

Книга Синдаловского "Фольклор Петербурга" примечательна еще одним немаловажным обстоятельством. Она в отличие от многих и многих краеведческих изданий очень хорошо "слеплена", рельефна своим языком, доступным и литературно "сделанным". Автор книги не завяз в довольно "липких" и частных краеведческих подробностях. А потому богатая фактура, собранная в книге, играет, "переливается", создавая привлекательный и разно-убразный фон частной народной географии одного города.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
617
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2337
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1550
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1178

Другие новости