Сергей Елпатьевский. Крымские очерки. Год 1913-й. Вступительное слово, примечания Дмитрия Лосева. - Феодосия: Издательский дом "Коктебель", 1998, 144 с.
С ТЕХ ПОР в Крыму не изменились только горные силуэты - все остальное исчезло, и по всей видимости, навсегда.
Именно с этой точки зрения и следует рассматривать путевые заметки Сергея Елпатьевского, врача, писателя и мемуариста. Крым, который им описан, прекрасен и невозвратим. Путешествие с книгой Елпатьевского в руках по восточному побережью обещает сердечную смуту - поэтому лучше всего рассматривать сборничек как прекрасную литературу, предмет которой безнадежно вымышлен.
Впервые очерки Елпатьевского вышли в 1913 году. В ту пору в Тавриде под ногами хрустели сердолики, только-только подрастал сад Терентия Вяземского на биостанции и тянулись мажары до Верхних Отуз. Коктебель был пустынен и безвиден, в Судаке возводили первые гостиницы, Балаклава поражала сходством с Венецией.
Собственно, только Балаклава выбивается из восточного маршрута писателя - все остальные географические пункты расположены на киммерийской территории Крыма. Однако Балаклава - не чужеродна: принцип автора прост, им отобраны тишайшие крымские закутки, посему и Балаклава в списке. "Есть купальня, есть хорошее ванное заведение, есть театрик, в котором устраиваются спектакли и литературно-музыкальные вечера непереводящимися в летнее время в Балаклаве артистами, литераторами и певцами" - так, немного косноязычно, описывает автор крымскую Венецию.
Но заметки Елпатьевского несколько отличаются от рядовых текстов, написанных о Крыме с вечным придыханием. Урок сборника - в подспудной проповеди ненасильственного сосуществования разных народов и разных культур. Урок, выражаясь на современный лад, - в мультикультурализме. "Кто бы ни пришел в Крым, из каких бы суровых чуждых мест ни приходили люди, - они сделаются крымскими людьми. Как виноградные лозы, пересаженные из Испании и Франции и с острова Мадеры, теряют здесь часть своей индивидуальности и становятся крымскими лозами, так и люди, какие бы они ни были и из каких бы холодных мест они ни приходили, размякнут и разнежатся, и примут в свои души часть души моря и тополя, немой горы и золотого крымского месяца. Но будет другая культура, будет новое производное из Крыма и новых людей".
В Крыму - как в Америке - была одна национальность: крымчанин. Этот крымский "замес" - а не ушедшее золотое время - и является, по всей видимости, единственным наследием, что нам осталось от тех времен. За него - а не за крохи прошлого - и стоит держаться: не без помощи книги очерков Сергея Елпатьевского.