Михаил Погарский. ОММАЖИ. Книга поэм и очерков.– М.: Русский Гулливер / Центр современной литературы, 2020. – 168 с. |
Поэмы, как сообщает Погарский в предисловии, «написаны по принципу венка сонетов, когда последняя строка одного стиха становится первой предыдущего, а самый последний стих закольцовывается с первым. К тому же первые строки всех стихов выстраиваются в самостоятельное стихотворение – это стих-содержание, поэтический код, узелки из синтагм, связующие поэму в единую круговую цепь». В эссе перед поэмами Погарский пишет о важнейших, по его мнению, особенностях личностей, рассказывает о своих художественных проектах, им посвященных. Поэмы снабжены подробными комментариями, разъясняющими мельчайшие аллюзии, скрытые цитаты. Многомерной книгу делают арт-объекты Погарского, в которых путем вживания в их творчество он налаживает контакт с их мироощущением. В эссе о Лермонтове читаем о настольной лампе с написанной по кругу поэмой «Демон гремящего паруса». В эссе о Велимире Хлебникове – о мультимедийной книге, в которой эссе поэта «Ветка вербы» переписано на бумагу веткой вербы. А самый грандиозный творческий проект был посвящен Николаю Гумилеву. Арт-экспедиция «По следам Гумилева», как пишет Погарский, стала «созданием синтетического произведения искусства, объединяющего художественное творчество, литературу, историю, географию, этнографию и т.п.».
комментарии(0)