В созвездии творцов русского космизма имя Федорова сияет, как звезда первой величины. Леонид Пастернак. Портрет Николая Федорова. 1919. РГБ |
Светлана Семенова (1941–2014) – доктор филологических наук, писатель, литературовед, глубокий и незаурядный мыслитель ХХ века. Стали классикой гуманитарной науки ее книги о метафизике русской литературы, «вечных вопросах», бившихся в творчестве Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Достоевского, Толстого и Чехова, Хлебникова и Маяковского, Клюева и Заболоцкого, Платонова и Пастернака... А философская монография о французском ученом и мыслителе Пьере Тейяре де Шардене, которая впервые ввела в горизонт читателей и исследователей весь корпус идей автора «Феномена человека», создателя концепции христианского эволюционизма, является одной из самых авторитетных сегодня.
Благодаря воистину подвижнической работе Светланы Семеновой мы получили возможность познакомиться с творчеством Николая Федорова. В 1982 году, несмотря на все идеологические препятствия, ей удалось издать в серии «Философское наследие» сборник избранных работ удивительного российского мыслителя, который еще в XIX веке, когда далеко не все физики признавали реальность атомов, думал о «собирании и синтезировании разложившихся частиц праха умерших на основе познания и управления всеми молекулами и атомами внешнего мира», совпадая здесь, как убедительно показывает Семенова, с интуициями христианских эсхатологов, защищавших христианство с его верой в «воскресение мертвых» от нападок античных критиков.
Говоря о русском космизме, Светлана Семенова не устает подчеркивать его христианские корни. Главным в христианстве является победа Христа над смертью, и огромное значение имеют Его слова: «Дела, которые творю Я, и он (верующий в Меня. – Б.Г.) сотворит, и больше сих сотворит». Человек должен стать сотрудником Бога в деле возделывания мира, восстановления его «в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Федоров), а не расхищать этот мир, эксплуатируя ресурсы земли, но не умея их возобновлять, ведя себя в природе, как вор и разбойник. Об этом говорят представители христианского космизма Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Александр Горский, Николай Сетницкий, Валериан Муравьев. А их собратья, представители естественно-научной ветви космизма, выдающиеся ученые XX века Николай Умов, Владимир Вернадский, Пьер Тейяр де Шарден (палеонтолог и одновременно богослов и священник) выдвигают концепцию «активной эволюции» и «ноосферы» как нового, творчески организованного состояния мира, основанного на регуляции.
В книге Семеновой стержневые идеи русского космизма раскрываются в целой россыпи глав: «Куда движется эволюция жизни и человека?», «Восходящая эволюция в философии русского космизма», «Активно-христианская мысль», «Реальность и идеал ноосферы», «Ноосферные задачи», «Автотрофность человека», «Архитекторы бессмертия». Автор смело входит в глубину сложных, в том числе богословских вопросов, таких как вечная жизнь, Царствие Небесное, сущность новозаветного учения и христианской веры, согласимость веры и науки. И здесь она, не будучи богословом, оказывается на высоте, пока что недостижимой для многих современных церковных мыслителей.
Светлана Семенова. Созидание будущего. Философия русского космизма. – М.: Ноократия, 2020.– 458 с. |
Общее дело, которому служат представители русского космизма, Светлана Семенова определяет как «свершение Богочеловеческое, направленное на регуляцию стихийных, смертоносных сил падшего мира, на преображение несовершенно-смертной человеческой природы в бессмертную и обоженную. Человечество в нем становится орудием осуществления Божьей воли, действует с благодатной ее помощью». Николай Бердяев называл такое мировоззрение «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира» и «антропоцентрическим… обращенным к активности человека в природе и обществе». Светлана Семенова особенно подчеркивает звучащий в космизме, и в религиозном, и в естественно-научном его крыле «эволюционно-нравственный императив восхождения к новой высшей природе и человека, и мира», рассматривает его как один из изводов «русской идеи» как идеи всечеловеческой и всемирной, синтезирующей религиозное действие и научное знание, философию и искусство.
Идеи русского космизма принципиально важны сегодня, когда делаются попытки манипуляции массовым сознанием в глобальном масштабе, причем в качестве инструментов запугивания предлагаются ненаучные идеи, вроде «озоновых дыр» или представлений об антропогенной причине «глобального потепления», или прямые аферы с пандемиями, вроде «свиного гриппа» или сегодняшней пандемии коронавируса. Современный мир находится в критическом состоянии. Говорят о «глобальных кризисах» – энергетическом, ресурсном, демографическом. В книге этим проблемам посвящены специальные главы: «Две мировоззренческие альтернативы для XXI века: новое экологическое сознание и русский космизм» и «Глобализация и ноосфера». Светлана Семенова противопоставляет идеи русского космизма модному в 90-е годы «новому экологическому сознанию», адепты которого заявляют, что слишком уж много развелось людей на планете и поэтому следует сократить их численность примерно до одного миллиарда. Этим неомальтузианским, по сути, людоедским идеям и противостоит ноосферное мировоззрение, утверждающее представление об уникальном положении и роли человека во Вселенной, направляющее человечество к сознательному преображению, которое позволит осуществить задачу, обозначенную в Книге Бытия, – «хранить и возделывать сад», которым должна стать вся Вселенная.
Светлана Семенова остро ощущает опасность того пути, по которому сегодня идет цивилизация, служащая «все тем же языческим богам эроса, торговли и войны (новой Венере, Гермесу и Марсу…), любым страстям и порокам человека, выбравшего, по выражению Федорова, «последнею целью жизнь для себя, для настоящего, для комфорта». Эта цивилизация агрессивно утилизирует «тех, кто за ней поспеет, или, точнее, будет покорнее и эффективнее служить ее процветанию – природными, энергетическими ресурсами, дешевой рабочей силой, предоставляемым пространством для ее геополитических нужд, для эвакуации туда опасных отходов, грязных технологий…». Россия, выдвигая идею созидания гармоничной ноосферы, предлагает миру совершенно иной выбор.
Человечество уже сегодня может встать на активно эволюционный путь развития, взять, как выражается Семенова, штурвал эволюции в свои руки. Речь идет «о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека». Главным на этом – совершеннолетнем – этапе является не технология, а аксиология, не инженерно-технические моменты, подчиненные по определению, а осознание целей, возможностей и обязанностей человека, его реальной роли во Вселенной как проводника Божественных энергий, способных противостоять энтропийной деградации мира. На первый план выходит этика, с которой и должны согласовывать использование своих открытий и изобретений наука и техника. Эта идея кардинально отличается от фантазий трансгуманистов, которые мечтают о том, чтобы совершить «апгрейд человека» с помощью достижений компьютерной техники и генной инженерии. Их путь – прямая дорога к чипизации человеческого мозга, открывающей ворота в «электронный концлагерь».
Русский космизм противостоит сегодня миру, в котором «человек отменяется», миру, в котором, как пишет Семенова, идут рука об руку «инстинктивная естественность и зверобожие, но и механистическая отрегулированность, изощренная манипуляция сознанием всех и каждого, приводящая к созданию человека внедренных, умело отработанных реакций и вкусов, ощущаемых как «свободно» выбранные, – при особо тщательном погашении в нем метафизических забот и беспокойств, любого порыва к онтологическому восхождению».
Книга «Созидание будущего» дает для ищущих истины энциклопедический свод представлений о творцах русского космизма. Она станет настольной для всех, кто серьезно думает о будущем человечества и роли России, которая может и должна стать страной-лидером среди современных стран, причем не в области экономики и вооружений, а в первую очередь в качестве лидера ноосферного мировоззрения, противостоящего разрушительной идеологии потребления и возвращающей Человеку понимание его значения и предназначения.
комментарии(0)