Мифология принадлежит народу. Фото Андрея Щербака-Жукова |
Андрей Геннадьевич Иванов, кандидат философских наук, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, впервые дает современную схему изучения мифа. И хотя четырехэтажная система анализа, данная автором в таблице, названа «Мифоконтентные феномены в системе социальной мифологии», она может быть применена и к мифу как таковому, ибо любой миф живет в языке, а значит, и в социальной сфере. «Этажи» анализа – это онтологическая часть, гносеологическая, аксиологическая и праксиологическая части. Онтологическая функция социального мифа, по Андрею Иванову, проявляется не в познании сущности объекта, а в степени приближения к объекту через ритуал. Гносеологическая функция восходит к представлениям, если можно так выразиться, Человека Мифического, или Мифичного, который воспринимал мир без дополнительных пластов знания – научных – или норм закона. Аксиологическая функция социального мифа заключается в ценностной мотивации мифом человеческого бытия и стремлений. Наконец, праксиологическая функция «отвечает за трансляцию, усвоение, воспроизводство мифов». Такая схема представляется исчерпывающей, оправданной не только для диссертационной работы, но и в смысле более широкого восприятия.
Исходя из нее, исследователь указывает среди прочего на историческую прагматику мифа. Андрей Иванов соглашается с утверждением Клода Леви-Стросса о том, что, например, Французская революция не только факт истории, но и явление, которое в принципе ускользает от точного определения, ибо для аристократа она была одним, для простолюдина – другим, а для историка с его позицией в настоящем – третьим, причем все эти представления истинны, но совершенно различны. Для нашей страны это понимание мифичности истории может стать полезным именно в социальной сфере, сгладить острые противоречия между условными государственниками и либералами. Хотя в реальность практического приложения подхода Стросса–Иванова верится слабо – уж больно ценят люди мифы своей социальной группы. Уходя от определений «класс» или «сословие», в другом примере автор говорит о социальном кластере предпринимателей. Представители этого кластера сейчас захватили лидерство в глобальном мире и в отдельных государствах. Их естественная агрессивность, которую иногда называют предпринимательской жилкой, в последнее время все больше проявляется в идеологической сфере: обществу внушается, что «система ценностей и мотивация к существованию данного соцкластера единственно правильны, а остальные должны следовать за ним». То есть что только этот социальный кластер производителен, а люди иных занятий – нахлебники, которых предпринимателям приходится содержать. Автор не опускается до разрушительной критики подобных социальных мифов. Однако мы можем указать на сферу эстетического: множество современных произведений, созданных в парадигме следования за кластером предпринимателей, эстетической функции как раз лишены и не имеют потенциала развития. Ответом на подобный буржуазный миф в свое время стал миф искусства авангарда, а о социально-политических ответах вроде Русской революции и последующих явлениях и вспоминать не хочется.
Андрей Иванов. Система современной социальной мифологии.– СПб.: Алетейя, 2019. – 182 с. |
комментарии(0)