Игорь Клех. Как писались великие романы?– М.: Вече, 2019. – 448 с. (100 великих романов). |
Автор исходит из представления о взаимосвязи писателей разных стран и эпох: литераторы живут не в безвоздушном пространстве, а в едином культурном «силовом поле», где все взаимосвязано. Среди героев книги Клеха – Апулей с его «Золотым ослом», Мигель де Сервантес Сааведра с «Хитроумным идальго Дон Кихотом Ламанчским», Франсуа Рабле с «Гаргантюа и Пантагрюэлем», Даниель Дефо с «Робинзоном Крузо», Брэм Стокер с «Дракулой», Стендаль с «Красным и черным», Чарльз Диккенс с «Большими надеждами» и «Приключениями Оливера Твиста», Марк Твен с «Приключениями Тома Сойера», Николай Гоголь с «Мертвыми душами», Лев Толстой с «Войной и миром», «Анной Карениной» и «Воскресением», Александр Беляев с «Человеком-амфибией», Виктор Астафьев с «Царь-рыбой» и многие-многие другие.
В том числе внезапно актуальный после апрельского пожара в Нотр-Дам-де-Пари Виктор Гюго с «Собором Парижской Богоматери» – романом, в свое время спасшим архитектурный памятник от гибели: «Это чистая правда: Нотр-Дам-де-Пари – главную наряду с Эйфелевой башней эмблему и приманку Парижа – в очередной раз намеревались снести или перестроить перед появлением в 1831 году романа Гюго «Собор Парижской Богоматери». Центральный католический храм французской столицы и ровесник Москвы пострадал еще при «короле-солнце» Людовике XIV, лишившись своих захоронений и витражей под лозунгом «больше света!». Столетием позже Робеспьер грозился снести эту «твердыню мракобесия», но ограничился превращением ее в Храм Разума, уничтожением статуй (им отрубили головы!) и выкупом от парижан на нужды революции (не наши большевики в подобных делах были первыми). Снесли бы собор и при Бурбонах, но на волне романтизма в художественной литературе заскучавшую было Европу охватила мода на готику. В результате чего собор Парижской Богоматери не только не снесли, но отреставрировали с небывалым размахом и вкусом. Оставаясь храмом, он стал главной достопримечательностью Парижа, которую в наши дни помимо прихожан посещают до 14 млн туристов ежегодно.
А начало славе собора и такому отношению к творческому и культурному наследию положил культовый роман Гюго, растиражированный в бесчисленных изданиях, переводах, постановках на оперной и балетной сценах, в кинофильмах, мультфильмах и далее везде, заодно с собором. Так одна книга, бумажная, спасла другую – каменную. Потому что готические соборы и возводились как «Библия для неграмотных»…»
До выхода книги многие эссе из нее печатались в «НГ-EL».
комментарии(0)