Гюстав Лебон. Вчера и завтра. Сжатые мысли/ Пер. с фр., предисл., примечания В. Скибы.
– М.: МАКС Пресс, 2016. – 176 с.
В нашей стране имя Гюстава Лебона (1841–1931), французского социального психолога, социолога и философа, широко известно. В последние годы его труды, посвященные исследованию поведения людей в толпе, места и роли толп в исторической эволюции, регулярно переиздаются. Отводя важнейшую роль в геополитических процессах психическим и этническим факторам, Лебон не забывает и о других движущих силах истории – экономических и политических, хотя пишет о них гораздо меньше.
В данной книге Лебон предстает мастером кратких изречений, нередко афористичных, совокупность которых в сжатом виде представляет едва ли не всю его социально-психологическую концепцию. Он сознательно избрал такую лаконичную форму изложения, убежденный в том, что она побуждает читателя самостоятельно мыслить, видя многое за немногими словами. Автор писал книгу, когда Первая мировая война шла к концу и в ее исходе никто не сомневался.
С позиций социального психолога он размышляет о ее причинах, последствиях и ее воздействии на будущее не только его страны, Франции, но и Европы и даже всего мира. Его рецепты «выправления» послевоенного хода мировой истории нацелены на предупреждение новых мировых боен, на усмирение агрессивных поползновений отдельных народов. Среди правящих историей различных сил Лебон выделяет материальные и психологические. Последние он рассматривает «подлинными властителями народов», «душой материальных феноменов». Им он и уделяет основное внимание. Еще Павлов отмечал, что психическое состояние отдельного индивида окутано мраком, развеять который стремятся и наука, и все виды искусства, включая художественную литературу, и религия, и философия. В геометрической прогрессии нарастают трудности перед исследователем, пытающимся анализировать психическое состояние народов, стран. Отсюда и парадоксальность впечатления от книги Лебона. У него немало ярких, метких афоризмов, касающихся тех или иных особенностей индивидуальной психологии. Но он менее убедителен в своем гипостазировании качеств индивидуальной психики на огромные массы людей. Как бы то ни было, Лебон демонстрирует, что психические факторы, этнические особенности во все времена играют весьма заметную роль в историческом движении.