Дмитрий Бак. Сто поэтов
начала столетия: пособие по современной русской поэзии. – М.: Время, 2015. – 576 с. (Диалог.) |
Филолог, критик, профессор РГГУ Дмитрий Бак собрал в одной книге эссе о 100 знаковых, по его мнению, современных поэтах. Несмотря на то что к моменту выхода книги Белла Ахмадулина, Инна Лиснянская, Наталья Горбаневская, Елена Шварц покинули этот мир, Дмитрий Бак включил в книгу рецензии, написанные при их жизни. Книга составлена на основе эссе, публиковавшихся в журнале «Октябрь». На выходе мы получили антологию, к которой все, безусловно, имеют право относиться по-разному. Как всегда, найдутся люди, несогласные с конкретной расстановкой, ибо любой специалист имеет субъективное мнение. Но стоит в данном случае подчеркнуть позитивный момент: Бак дал этой книгой площадку противоположным поэтическим школам. Авторы и поэтики смешиваются и пестрят: Белла Ахмадулина и Линор Горалик, Дмитрий Быков и Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и Дмитрий Кузьмин, Данила Давыдов и Олег Хлебников, Дмитрий Воденников и Борис Херсонский, Бахыт Кенжеев и Елена Фанайлова, Максим Амелин и Станислав Львовский, Игорь Иртеньев и Вадим Муратханов, Николай Звягинцев и Александр Кушнер, Вера Павлова и Санджар Янышев, Тимур Кибиров и Геннадий Каневский, Александр Переверзин и Федор Сваровский. Вот, например, небольшая цитата из эссе об Анне Аркатовой: «…возникает совсем иная геометрия стиха, лишенная заранее промеренной узкой камерности. Взамен появляется выверенная точность пропорций, очерчивающих разомкнутый горизонт смыслов. «Пространственные» метафоры здесь упомянуты не случайно – по всей видимости, живопись, графика во всех технических деталях известны Аркатовой не понаслышке. Классические живописные изображения аукаются друг с другом, вдруг возникают как навечно застывшие прообразы ситуаций современной жизни, превращаются в живые картины, многое подсвечивающие и объясняющие: «Не женская, скажу тебе, работа –/ Разглядывать часами фрески Джотто,/ Зрачок на резкость тщетно наводя, –/ Когда его стекло почти размыто,/ А женщина предчувствием убита,/ Сама глядит и плачет за тебя./ Ее волос утраченный рисунок/ Так верно закрепил желток и сурик,/ Сопроводив к подножию волной,/ Что для тебя здесь больше нет сомнений –/ Ты думаешь о свойствах светотени,/ О светотени думаешь одной...»
Или, для контраста, из эссе об Андрее Родионове: «Как видим, «балладная» событийность во многих стихотворениях Родионова оказывается избыточной, увеличивает критическую массу самоповторов. И наоборот – вынесение за скобки очередного сюжета жестокого романса рождает, как говорил набоковский Годунов-Чердынцев, подлинную лирическую возможность. Вот почему так сильны сравнительно немногочисленные краткие стихотворения: «будет ли время проверить орфографию/ остановиться, чтобы исправить/ небольшую неточность на фотографии/ ненужную запятую в журнале/ будет ли маза быть поточнее/ из судьбы поизящней сварганить вещицу/ он бутылку водки вылил на землю/ одну пачку терпинкода вернул продавщице». Что ж, недаром в рецензии на книгу Бака в «НГ-EL» появился образ Ноева ковчега, где собрано «всякой твари по паре». Книга, в которой бок о бок расположились столь разные авторы, тем и замечательна, что представляет собой эпохальный срез, полную картину современной поэзии.