Сергей Осипов.
Война народов. – М.: Адвансед Солюшнз, 2014. – 360 с. |
Герой книги Сергея Осипова – поручик Николай (Нико) Бадалов – ассириец. Он служит в Санкт-Петербурге, а с началом войны – в Тифлисе и в действующей Кавказской армии. События читатель видит по большей части его глазами. Оживление, которое наступило в Тифлисе после царского манифеста о вступлении России в войну, было по-кавказски темпераментным. «Всеобщее ликование… было естественным и искренним… Тифлис праздновал, плясал и пел за нескончаемыми застольями. Рестораны были переполнены». Но наши доблестные союзники делали свое дело. На балах и банкетах сотрудники британской и французской миссий в Тифлисе распространяли слухи о самоопределении кавказских народов в случае победы России. Об этой их деятельности мало кто знает и сейчас.
Ассирийцы, восточные христиане, жившие в основном в Урмии – провинции, названной по одноименному озеру в Персии близ границы с Турцией, – традиционно учились в России инженерному, архитектурному, врачебному делу, даже коммерции. Чай пили из самоваров. Они предупреждали, что в Персии осели кавказские революционеры, устроили там под присмотром иностранцев базы подготовки боевиков. В 1914 году, предвидя планы Турции по уничтожению народа, ассирийский патриарх Мар-Шимун изъявил готовность присоединить свою церковь к православной.
Катастрофа произошла в ночь на 1 января 1915 года, когда русский отряд генерала Чернозубова внезапно покинул Урмию. Турки большими силами вместе с нанятыми курдскими племенами устроили резню урмийских христиан. Зверства, которые они творили, описаны в цитируемых автором исторических документах, приводить здесь эти описания смысла нет, ИГ по сравнению со своими предшественниками – малые дети. Уцелевшим ассирийцам, старикам и детям со скарбом пришлось преодолеть горные перевалы, чтобы укрыться на территории, контролируемой русскими войсками в Персии. Дорога эта была усеяна трупами. Беженцы и встречавшие их сотрудники благотворительных комитетов проклинали Чернозубова. Но он всего лишь выполнил приказ наместника Кавказа Воронцова-Дашкова. Да еще и писал рапорты начальству, послал телеграмму даже в Синод – поскольку речь шла о христианах, докладывал, что четыре сотни его казаков за два дня освободят Урмию от турок и курдов. Но такого указания не последовало, Урмия была освобождена много позже.
Эта странная беспечность, возможно, некомпетентность больного наместника или его военного заместителя генерала Мышлаевского стоила империи доверия Кавказа. После переворота 1917 года кавказцы, как государственники, так и революционеры, вдруг оказались армянами, грузинами, азербайджанцами, дагестанцами… Началась цепь кровавых стычек, которыми руководили бывшие военные и политики царской России. Командующим армией Грузинской республики стал, например, герой Эрзерума полковник Генерального штаба Квинитадзе. Когда армия Грузинской республики теснила армянские войска, вмешивались союзники, англичане и французы. Воюя с Деникиным, кавказские правители одновременно вели с ним переговоры…
Описания взаимоотношений Нико Бадалова и его русской жены при империи и во время Гражданской войны переводят роман Сергея Осипова из историко-документальной сферы в плоскость художественной прозы. Однако вот что важно: те, кто хочет попытаться разобраться с проблемами русского Кавказа, найдут здесь прочную документальную канву. Факты таковы: с XVIII века ассирийские патриархи, осуществлявшие как духовную, так и светскую власть, просились под руку русского царя. От них, как и от других, лишь устало отмахивались. Россия продала Аляску, ушла из Калифорнии, вежливо отказала королю Гавайев, практически сдала японцам Корею… Такова природа «русского империализма», в котором нас обвиняют – ладно бы извне, но и изнутри.