Оказалось, что тема Первой мировой войны, за которую активно и с облегчением взялись писатели и режиссеры в год 100-летия ее начала, словно живет своей жизнью. Запрет был снят лет 20 назад, да все юбилея не было…
Эта тема порой неподвластна автору, она шире компанейщины, стремится прочь из жанровых рамок. Популярный в Англии военный историк сэр Макс Хейстингс – по нашему-то будет Гастингс, но оставим это на совести переводчиков, – не может обойтись без русских источников, но демонстрирует стиль работы с документами, характерный для западной науки. Хейстингс цитирует «Записки кавалериста» Николая Гумилева, называя его «офицером» – в то время как в первых же строках «Записок…» Гумилев называет свое воинское звание: вольноопределяющийся, привилегированный солдат. Сергей Осипов в книге «Война народов» рассказывает о событиях на Кавказе, в которых к невзгодам войны прибавилась чувствительная национальная тема. «Тайна святого Юра» Александра Богдановича – остросюжетный роман на документальной основе о занятой русскими войсками Галиции. Военная тема ширится, преодолевая сюжетные и хронологические границы, превращаясь в зеркало, на запятнанной амальгаме которого тревожные картины прошлого отражают сегодняшний день. Основные события большинства книг охватывают 1914 и 1915 годы, но порой простираются и много дальше. Все авторы используют даты нового стиля.