В 1990-е годы в России стремительно стал развиваться жанр альтернативной истории. То, что в Европе и Америке было вдохновлено «Человеком в высоком замке» фантаста Филипа Дика, у нас тиражировалось благодаря трудам Фоменко, Виктора Суворова, Климова. Теперь рамки стиля значительно расширились; литература, которую действительно читают, постепенно превратилась в виртуальную игру и частично переплелась с Интернетом. А там есть трактовка по каждому кластеру, собственно, сегрегация вот именно в этом и заключается – в создании частных оазисов, недоступных иным. Но при чем здесь альтернативная история? А уже и не только история – альтернативного двойника имеет каждая мало-мальски значимая отрасль идейного приложения. История же, как известно, одна из самых идеологизированных наук вообще, и она же подверглась наиболее радикальной деидеологизации соответственно. Значимую роль в советском воспитании играло преподавание истории Второй мировой войны, советская трактовка не отличалась корректностью, а демонизация противника привела к обратным результатам. Короче, названия книг типа «Свастика на орбите», «Космонавты Гитлера» и «База 211 во льдах» забили полки книжных магазинов, устранив оттуда сочинения скучных мемуаристов. Дальше – больше. В СССР так часто и много врали по официальным каналам, прибегая к фирменному приему «фигуры умолчания», что за правду и позже стали принимать чисто фантазийные трактовки. Популярность телеканала ТВ3 здесь вполне закономерна.
А официозная идеология и официозное законодательство продолжают множить статьи и акты об «экстремизме» и «экстремистской символике», по прошлым результатам подобной деятельности можно предположить в дальнейшем развитие темы от обратного.
Британская художница Бонни Вуд нашла интересное решение – она вписала идеологические символы в контекст собственного проекта. Ее творчество можно посмотреть на сайте Amore de Mori – искусство манифестировано тотальным неверием в человеческий прогресс как таковой. Бонни прямо утверждает, что современный человек слишком увлечен технологией, забыв свою собственную природу, и в этом он проигрывает даже растениям. Но не стоит ставить человека ниже других биологических организмов, правда, и выше тоже. Взгляды Бонни неожиданно совпали с этикой Эрне Нейсса, экологиста и биолога, почти святого новой Норвегии. Он недавно умер, теперь можно ждать его причисления к лику святых. Ибо генеральная линия, навязанная общественности через международные организации, в этом и заключается – человек не выше растений. «Даже растения имеют больше прав, чем люди!» – воскликнул читатель ресурса The Blaze в комментариях. Пока нет, но будут, это очевидно.
Так с чем же мы столкнулись – с новым тоталитаризмом, с новым цинизмом, с новым нигилизмом? Нет, теперь говорят об угрозе антропоцентризма – человек = зло. Ведь экологисты исходят из презумпции вины человечества перед природой, не замечая агрессивной сути самой естественной среды. Они говорят и пишут об «антропоцене», придавая ему явно отрицательные коннотации. «Спасем природу, окружающую среду… от прогресса – человеческого прогресса» – это звучит рефреном уже везде. Природа и цивилизация – новая оппозиция: победитель только один. Причем «природа» это уже не nature, а environment. То есть идеология нового тоталитаризма – с квотами, принуждением, переключением политики на экологию и на защиту экосистем. От кого? От человеческой цивилизации, получается. Да, мы скоро – уже скоро – будем жить в декорациях фильма «Глен и Рэнда» 1971 года. Не зря тогда планировали будущую реальность, она наступает. Но мягко, в лайковых перчатках и фирменных мокасинах. Под одеяниями, конечно, реагирующая сталь. Но она невидима до поры.