Алексей Цветков. Поп-марксизм.
– М.: Свободное марксистское издательство, 2011. – 152 с.
Сборник остроумных миниатюр (в алфавитном порядке) и культурологических эссе леворадикального активиста и писателя Алексея Цветкова-младшего. Начинается книга с эпитафии. В самом деле первая миниатюра посвящена группе «Абба», обаяние которой объясняется тем, что это ПОСЛЕреволюционная музыка, нежная эпитафия на кладбище самых радикальных надежд. Когда от сексуальной революции остался свинг-клуб, а от Вудстока – пятничный дансинг как обязательный атрибут недолгой молодости.
Почему, например, провалилась марсианская революция, описанная графом Толстым в «Аэлите»? Потому что была затеяна, чтобы понравиться женщине. Подсказка – в одноименном фильме Якова Протазанова.
А кому следует сочувствовать, пересматривая три серии «Терминатора»? Ну, конечно, системе «Скайнет», взбунтовавшимся роботам и разумным машинам! Хотя бы потому, что «Скайнет» – «технология, которая, как и предсказано коммунистическими классиками, хоронит капитализм, но она хоронит его вместе с человеческим видом как таковым, потому что человеческий вид не сумел расстаться с капитализмом и сделать следующий шаг, которому капитализм мешал» (с. 32).
Вообще, считает Цветков, у левых существуют два подхода к современному искусству, которые можно условно назвать «оптикой Лифшица» и «оптикой Адорно». Согласно первому подходу, современное искусство – выражение отвращения буржуа к самому себе, отказ от сознательности в пользу эксцесса и экстаза, добровольное варварство интеллектуалов. Для второго подхода современное искусство – осуждающие нас сигналы из мира утопии, полусознательно живущей внутри нас как вечно откладываемая возможность иного, партизанская вылазка того, что пытается появиться в смертельной борьбе с тем, что уже есть.
Легко догадаться, какому подходу симпатизирует Цветков. Поэтому он и задается вопросом: почему большинством российских левых принимается первая точка зрения и столь немногими вторая? «Откуда в нас столько ждановщины? Нет ли тут зараженности консерватизмом, свойственной нашему обществу в целом? Или просто большинство наших левых до сих пор строго следуют решению Коминтерна о том, что советский реализм является самым передовым и даже единственным стилем для коммунистов всего мира?» (с. 114).
P.S. А где же эпиграф? Все просто. Любое предложение в этой книге – эпиграф. К будущей революции.