Алексей Подберезкин. Национальный человеческий капитал. В 4 т. Т. 3. Идеология русского социализма.
– М.: МГИМО-Университет, 2011. – 848 с.
У человека времен СССР при слове «идеология» начинали ныть зубы – настолько это понятие ассоциировалось с каким-то непременным, днем и ночью, к месту и не к месту навязываемым довеском, «нагрузкой» ко всему мыслимому и немыслимому. Казалось, без «идеологической подкладки» нельзя было даже чаю попить.
Рухнула советская власть – ушла в небытие всепроникающая «марксистско-ленинская идеология», показавшая свою несостоятельность. Все вздохнули с облегчением. И, как принято в России, ударились в другую крайность: постарались забыть об идеологии вообще. Довольно долго у нас в стране многими фактически отвергалась необходимость какой-то идеологии, слово «идеология» едва ли не стало ругательным. Отсутствие какой бы то ни было идеологии, то есть обоснования настоящего и целей будущего, привело во многом к явному разочарованию россиян сегодняшней политикой и ее «исполнителями», как следствие – к политической и общественной пассивности, безразличию молодого поколения ко всему, что прямо не касается чьего-то личного будущего.
Однако время показало, что без идеологии сплотить общество и направить его усилия в позитивное русло невозможно, образовавшийся вакуум можно заполнить только чем-то аналогичным, то есть опять-таки какой-то идеологией. Будущее России зависит от выбора идеологии: думается, с этим постулатом сегодня уже не станет спорить ни один серьезный российский политик. Важно только – какой идеологии.
В этой связи весьма актуален только что вышедший из печати третий том обширного исследования профессора МГИМО (университета) Алексея Подберезкина «Национальный человеческий капитал». Название этого тома, состоящего из трех книг, говорит само за себя – «Идеология русского социализма». Он посвящен идеологии, сочетающей традиционные национальные ценности с теми реалиями, в которых живет и развивается российское общество. Основу этой идеологии автор видит в резком повышении качества человеческого и социального потенциалов России, их главенствующей роли в дальнейшем развитии страны, в формировании национальной стратегии. Книга Подберезкина выводит на понимание того, что без решения мировоззренческих проблем, в рамках которых приоритетом он считает формирование общенациональной идеологии, мы не справимся с задачей построения успешной России. Реалистически оценивая актуальные проблемы нашей действительности, автор предлагает стратегические подходы к их решению, принципиально отличающиеся от либеральных схем.
Работа, проделанная известным российским ученым-обществоведом, политологом, без преувеличения, огромна. И дело даже не в том, что он сумел детально проанализировать труды многих российских и зарубежных коллег, критически разобрать и переосмыслить документы и концепции, рожденные в последние годы во властных и в околовластных структурах.
Ресурсом национальной стратегии, считает Подберезкин, должен стать национальный человеческий потенциал, который должен реализоваться в национальный человеческий капитал как конечную цель развития российского общества. Это – тот капитал, без накопления и приумножения которого наше общество вряд ли справится с задачей построения процветающей России, России с будущим. Без полноценного использования национального человеческого потенциала невозможен «большой рывок», как его называет автор, к достойному завтра.
Главная заслуга автора, как представляется, в том, что он, переварив все то, что было сказано и написано до него, смог выстроить и предложить на суд экспертов и всего общества вполне самостоятельную, собственную законченную идеологическую концепцию, которая вполне может лечь в основу новой российской государственности. Государственности, которую надо начинать строить, не откладывая.
Конечно, «Идеология русского социализма» не относится к числу «облегченных» публикаций, ориентированных на массового читателя. Проблем в этой работе поднято много, достаточно подробно рассмотрены два десятка вполне самостоятельных тем. Не каждую из них можно полностью охватить при первом чтении, с налета. Первые две книги третьего тома, посвященные собственно смыслу идеологии русского социализма и обоснованию новой стратегии национального развития, требуют, как раньше говорили, чтения «с карандашом в руках». Для подробного рассмотрения истории русского социализма и его приоритетов, национальных интересов, социального потенциала российского общества, единой социальной модели европейского типа, потребностей и принципов смены существующей в России социальной парадигмы необходимо серьезное погружение в тему.
Третья книга – «Креативный класс и идеология русского социализма» – воспринимается легче, хотя рассматривает не менее сложные проблемы. Но при этом вся монография написана, если так можно сказать, ученым-публицистом, даже теоретические выкладки чаще всего изложены легким для восприятия языком, свойственным публицистике, но весьма редким в научных монографиях. Поэтому, несмотря на внешнюю «увесистость» третьего тома, которая с первого взгляда несколько пугает, эта работа может быть весьма интересной (и уж точно – полезной) и «обычному» читателю, которому не чужды мыслительный процесс вообще и материалы, связанные с современной политологией и социологией, в частности. В этом, наверное, и заключается суть «Идеологии русского социализма» – в его ориентации на личность, на активного, думающего, социально ответственного человека.
В предисловии автор оговаривается, что данная работа – его личная точка зрения, «никоим образом не связанная» ни с его работой в МГИМО (У), ни с его деятельностью во властных и общественных структурах. По словам Подберезкина, это фундаментальное исследование – «размышления во многом личного характера, основанные на собственном анализе и опыте, а также мнениях экспертов».
И хотя автор опять-таки заверяет, что данный труд – не «предвыборное блюдо», подготовленное к очередной «дате», появление его сегодня, думается, не случайно. Опыт профессионального политика подсказывает ему, что парламентские и президентские выборы значительно расширяют аудиторию, проявляющую интерес к живой социально-политической мысли. Российские политические силы, входя в очередной «избирательный сезон», не могут не понимать, что именно сейчас вопрос о новой идеологии власти стал более чем насущным. И от того, выбору какой идеологии отдаст предпочтение правящая элита, будет зависеть не только ее собственное политическое будущее, но и будущее всего общества, всей России. Да и нельзя не учитывать того факта, что именно в такие «сезоны» внимание и интерес широких слоев общества отвлекаются от повседневных, «бытовых» проблем, вновь концентрируются на глобальных, мировоззренческих вопросах, социум как бы просыпается после политической спячки. Так что эта книга, думается, станет весьма актуальной и полезной пищей для пытливых умов, которых в нашей стране еще предостаточно.
В то же время, кажется, выход ее немного запоздал. Политическая Россия уже вступила в цикл практических предвыборных схваток, когда на первый план выходят тактика, конкретный интерес, когда на стол выкладываются те карты, которые есть на руках – козырные они или нет, – и стратегический взгляд на будущее страны опять отодвигается на «после». Политическому классу уже не до разработки идеологических теорий, надо «брать за рога» конкретного избирателя. Поэтому остается только уповать, что «после» о книге профессора Подберезкина вспомнят и прочтут ее основательно – именно те, кому «по долгу службы» следовало бы ее изучать в первую очередь.
Русский социализм или царство желтого дьявола? Фото Владимира Захарина |
Наверное, идеологии современного российского социализма еще предстоит пройти путь от пусть четко и обоснованно сформулированной, но концепции к устойчивой политической практике. Но по меньшей мере книга заставляет задуматься о том, каков может быть маршрут этого пути. Автор и сам, по сути дела, признает, что все изложенное в книге – только «скелет», на который повседневной политической работой еще надо нарастить «мясо», чтобы он превратился в образ, с которым можно выходить на общественную арену.