Представим себе берег реки, на берегу пасутся дикие кабаны. Светит солнце, лес шумит от порывов ветра и так далее. По нашему мнению, это не является картиной реальности, пока в нее не введен наблюдатель – человек. Реальность – свойство человеческого мышления. Понятие реальности придумано человеком, причем высокоорганизованным человеком, различающим имена (берег, река, кабаны, ветер) и предикаты (пастись, течь, светить, шуметь).
Более того, чтобы можно было сформулировать человеческую идею реальности как внешнего мира, нужно, чтобы в языке существовали пропозициональные установки. Он видит, как на берегу реки пасутся дикие кабаны. Понятие реальности, таким образом, – это результат занимающего многие тысячелетия процесса развития языка. От примитивного инкорпорирующего строя, где реальность и высказывание не различаются, до современного номинативно-аккузативного. Номинативно-аккузативный строй – это современное предложение с подлежащим в именительном падеже (номинатив), сказуемым (verbum finitum) и прямым дополнением в винительном (аккузатив): Мальчик ест мороженое.
Реальность, таким образом, – это в принципе языковое явление, результат постепенного соглашения между людьми, которое развивалось на протяжении многих тысячелетий. Реальность появилась как способность языка нечто отражать, что, как кажется большинству носителей языка, не принадлежит самому языку. Обычный тезис в данном случае такой: «Как же не существует реальности, если описанный ландшафт с дикими кабанами мог существовать и существовал за много-много лет до того, как появился человек?»
Но представим себе, что все люди были бы от рождения слепыми. Тогда то, что они назвали бы реальностью, в корне отличалось бы от реальности зрячих. В ней бы преобладали слуховые и тактильные элементы, никаких диких кабанов люди бы не видели. Они бы различали и тонко дифференцировали звуки: течение реки, шум ветра, но они не сформировали бы понятия «река» и «ветер».