0
4910

16.09.2010 00:00:00

Фантомас – это мы сами

Тэги: фантомас, зло


фантомас, зло Гиперкомпенсация в жажде власти над миром.
Кадр из фильма "Фантомас" (1964)

«Фантомас» представляется мне экзистенциальным фильмом. Фантомас с его серо-голубой маской, Фандор (обоих играл тогда уже немолодой Жан Маре) с избыточно волевым лицом Джеймса Бонда и комиссар Жюв (Луи де Фюнес) с его сверхподвижной мимикой великого комика – это, по нашему мнению, реализация лакановского противопоставления Реального, Символического и Воображаемого. Реальное как фантом, как абсолютное зло, дьявол, характеризуется тем, что у него нет собственной субстанции. Поэтому оно должно искать себе какую-то форму, какое-то тело. (Именно поэтому Иисус поместил бесов в свиней.) Как остроумно и глубоко заметила в устном разговоре профессор Татьяна Николаева, «ЗЛО супрасегментно» (как ударение или долгота, которые надстраиваются над фонетической сегментной цепочкой слова). То есть ЗЛОму субъекту требуются субъекты-симулякры на уровне Воображаемого, то есть на уровне Эго. Именно поэтому Фантомас надевает маски и фактически тела других людей – прежде всего Фандора, затем Жюва, потом профессора Лефевра и лорда МакРешли. Именно поэтому Фантомасу так важно закрепить себя на письме: он к делу и не к делу всем сует свою визитную карточку, где написано FANTOMAS, что является иллокутивным самоубийством, так как запись сама себя зачеркивает: Фантомас – это фантом, призрак, который не может быть зафиксирован на письме.

Самую главную роль в трилогии играет комиссар Жюв – без него фильма не было бы. Это человек, погруженный в сферу Воображаемого, в повседневную жизнь со всеми ее перипетиями. Конечно, Жюв главный герой этого фильма. Прежде всего он противопоставлен Фантомасу, как Воображаемое – Реальному, повседневное – непостижимому. Жюв – маленький, нелепый, живой, подвижный, смешной, остроумный, веселый, неунывающий, по-своему умный и чрезвычайно изобретательный, а также храбрый и честный человек с неподражаемой мимикой Луи де Фюнеса.

В отличие от фантомасовских превращения Жюва носят чисто житейский и исключительно сюжетообразующий характер. Так, он переодевается в пирата на маскараде и приделывает себе искусственную пиратскую ногу, которая впоследствии оказывается пулеметом. Он придумывает себе третью механическую руку, которую можно вместе с пистолетом спрятать под плащом и в нужный момент вынуть ее и выстрелить во врага. За эту третью руку он попадает в сумасшедший дом. Диалог между «безумным» Жювом и невозмутимым психиатром, а затем помещение Жюва в палату с мягкими стенами делают его фигуру трагической: лучший полицейский Франции, кавалер ордена Почетного легиона, попадает в дурдом только потому, что он слишком сильно хотел покарать зло, а это обществу не требуется. Обществу в каком-то смысле выгодно держать Фантомаса, чтобы было про что читать в газетах (недаром в начале фильма на этом строит свою журналистскую карьеру Фандор).

Что касается фигуры Фантомаса, то он, несомненно, реализует адлеровский комплекс неполноценности, который дает гиперкомпенсацию в жажде власти над миром. Все его маски – это люди либо сильные (Фандор), либо богатые (Уолтер Браун, лорд МакРешли), либо интеллектуальные (профессор Лефевр). Но это лишь на уровне поверхностного сюжета, на уровне глубинном Фантомас продолжает оставаться воплощением Реального во всех трех сериях. Чего стоит, например, эпизод с говорящей лошадью в третьей серии, когда в сцене охоты Жюв садится на лошадь Фантомаса с прикрепленным к седлу радиоприемником, из которого раздаются голоса приспешников Фантомаса. Жюв изумленно сморит на лошадь, которая шевелит губами, как будто это она говорит голосом Фантомаса, голосом Реального.

Реальное – это тотем, Медведь из «Локиса» и «Обыкновенного чуда», где превращения не происходит, так как герой, уже побыв медведем, слишком боится реального себя – дикого зверя, который может разнести принцессу на куски, когда она его поцелует.

Поэтому Фантомаса нельзя догнать и поймать, как нельзя догнать и поймать самого себя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Михаил Сергеев

План правительства игнорирует перспективы завершения или развития украинского кризиса

0
1277
Реестр контролируемых лиц протестируют до конца апреля

Реестр контролируемых лиц протестируют до конца апреля

Екатерина Трифонова

Нелегальные гастарбайтеры опасаются депортации из РФ после 5 февраля

0
1131
Партии будут соревноваться в борьбе с ростом цен

Партии будут соревноваться в борьбе с ростом цен

Иван Родин

КПРФ фиксирует доминирование левой предвыборной повестки в этом году

0
958
Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Социальная сфера в стране столкнулась с вопросом объективности, а промышленность – со снижением качества

0
1081

Другие новости