Александра Петрункевич. Маргарита Ангулемская и ее время. – М.: ЭНАС, 2010. – 216 с.
На картине художника Константина Васильева «Ожидание» изображены удивленные и большие глаза, которые через протаявшее морозное стекло с налетом грусти смотрят в этот мир. Без преувеличения можно утверждать, что предложенный нам исторический очерк, изданный автором в 1899 году в Санкт-Петербурге, является проталиной в окне, сквозь которое мы рассматриваем жизнь Франции эпохи Возрождения.
Сквозь проталину в окне мы можем увидеть орду дармоедов, кочующую по стране во главе с королем Франциском I. Бенвенуто Челлини так описал в своей автобиографии одно из таких путешествий: «Королевский обоз требовал всегда больше двенадцати тысяч лошадей, потому что в мирное время, когда двор в полном сборе, в нем насчитывают восемнадцать тысяч человек. Иногда мы останавливались в местечках, где было всего-навсего два дома; тогда разбивались парусиновые палатки, наподобие цыганских, и часто приходилось очень страдать в этих помещениях┘»
В одном из нескольких тысяч паланкинов на мулах тряслась и старшая сестра короля Маргарита Ангулемская, напротив которой сидела статс-дама Луиза де Дайон, зачастую читавшая ей вслух книги или державшая в руке чернильницу, пока ее трудолюбивая госпожа писала многочисленные письма, стихи и новеллы! Некоторые из ее длинных писем насчитывали до 100 страниц, и недаром они до сих пор хранятся в Государственном музее Франции как важные исторические документы страны.
Маргарита родилась в год открытия Америки Христофором Колумбом. Для оценки масштаба ее общественной деятельности достаточно сказать, что умная и образованная сестра короля состояла в переписке с гуманистом Эразмом Роттердамским и немецким протестантским богословом Филиппом Меланхтоном, а ее покровительством и помощью пользовались гугенот Жан Кальвин, французский богослов Жак Лефевр, писатели Бонавантюр Деперье, Клеман Маро и Франсуа Рабле.
О высокородной писательнице ходили грязные слухи... Джон Джеймс Хинчлиф. Портрет Маргариты Ангулемской в издании «Гептамерона» 1864 года. |
В 1509 году семнадцатилетнюю Маргариту едва ли не насильно выдали замуж за герцога Алансонского, чтобы закончить земельную тяжбу между ее братом и ее мужем. И она безропотно принесла себя в жертву интересам эгоистического Франциска I. И на целых 16 лет исчезла из королевской свиты. Детей у нелюбимых супругов не было. К сожалению, в книге ничего не рассказано о ее разводе с герцогом, но в 1527 году Маргарита второй раз вышла замуж за короля Генриха Наваррского, который был моложе ее на 11 лет. Но и во втором браке Маргарита не нашла счастья, хотя у них с супругом в 1528 году родилась дочь Жанна, мать великого Генриха IV, а в 1530 году – сын Иоанн, скончавшийся двух месяцев от роду.
В тот год по ее указанию секретарь Антуан Ле Масон перевел книгу итальянца Джованни Боккаччо «Декамерон». Ею зачитывался весь Париж, а у некоторых придворных короля появилось желание написать нечто подобное. Однако из всех попыток удалась только одна – это «Гептамерон» самой королевы Наваррской. Она писала свои новеллы в свободные минуты от серьезных и важных дел, а еще чаще – во время дальнего путешествия в паланкинах, чтобы убить скуку многодневного пути. Писала не для публики, а для тесного круга близких ей людей, друзей и знакомых. Название сборнику было дано издателем, усмотревшем в сюжете ту же композицию, что и у Боккаччо. Но замысел книги не был воплощен до конца, поэтому вместо итальянского «Декамерона» (десятидневника) получился французский «Гептамерон» (семидневник).
При чтении этого сборника не остается сомнения в том, что если королева и написала непристойные новеллы, то сделала это потому, что в ее время не умели писать иначе, да читатели и не видели в содержании новелл ничего неприличного. Но около имени высокородной писательницы неизбежно возникали грязные слухи, вплоть до обвинения Маргариты в инцесте с братом. Однако ситуация переменилась, и на рубеже XIX и ХХ веков Петрункевич констатировала, что почти все статьи и монографии о Маргарите написаны с неподдельной симпатией.