Вот я вам расскажу одну древнюю притчу.
Великий английский философ Эдвард Мур на заседании Британской академии в 1924 году сделал доклад «Доказательство существования внешнего мира». Доклад заключался в следующем. Он поднимал то правую, то левую руку и говорил: «Я знаю, что это моя рука!» Людвиг Витгенштейн в трактате «О достоверности», написанном незадолго до его смерти, осудил: «Вася, ты не прав!»
Витгенштейн считал, что даже сомневаться в том, что «это моя рука», бессмысленно. «Что бы значило в данный момент сомневаться, что у меня две руки? Почему я не могу этого даже вообразить? Во что бы я тогда вообще верил, если бы не верил в это? У меня ведь еще даже нет системы, в рамках которой подобное сомнение имело бы место» (Витгенштейн. «О достоверности», параграф 247).
То есть, по Витгенштейну, Мур не прав был в самой проблеме. Невозможна даже постановка вопроса о том, знаю ли я, что «это моя рука». У меня есть рука – это аксиома, без которой никакое дальнейшее познание мира невозможно.
Но, по-моему, они оба были не правы.
Предположим, что когда-то я настолько сильно повредил руку, что мне ампутировали ее, сделали протез, но такой искусный, что я сам не мог отличить его от настоящей руки. Во время операции я был без сознания, и, положим, чтобы меня не травмировать, мне решили не говорить, что у меня искусственный протез вместо руки. Но вот в какой-то момент, когда я своему старому знакомому, знавшему в отличие от меня самого историю с моей рукой, говорю, защищая, скажем, взгляды позднего Витгенштейна: «Я знаю это, как я знаю, что у меня две руки», он отвечает мне: «Нет, к сожалению, ты ошибаешься. Строго говоря, у тебя не две руки, твоя левая рука – это протез».
Является ли маргинальность этого примера основанием для заключения о его неосновательности? Я ведь не начну сомневаться, даже если откроется эта история с рукой, что я весь состою из протезов, как Железный Дровосек? Или что я вообще робот? Или что я сам себе снюсь?
Почему Витгенштейн убежден, что опыт обычного речевого поведения – это всегда неизмененный опыт? Хорошо, допустим, что человек, который заявляет, что у него три руки, – скорее всего сумасшедший. Но логически нет ничего невозможного, чтобы иметь три руки.
Интересно, мог бы Витгенштейн написать свой трактат «О достоверности», когда бы любой следователь НКВД за полчаса доказал бы ему, что он – японский шпион?
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.