Давно уже не секрет, что во взаимодействии терапевта и пациента каждый играет за себя. И врач не менее отстаивает свое здоровье в этой нелегкой языковой игре (впервые об этом стал говорить Юнг), чем пациент свою болезнь.
Когда Брейер и Фрейд начали лечить своих истеричек, они придумали новую и увлекательную языковую игру, играть в которую было нелегко, но которая неожиданно сулила большие выигрыши. С этого времени прошло более 100 лет, многое изменилось, изменилась техника, у психоанализа появились серьезные соперники. Но главное осталось прежним: психотерапевт и клиент как были, так и остались соперниками, даже врагами.
В 1971 году вышла книга американского психотерапевта, представителя антипсихиатрического направления Томаса Саса «Миф психического заболевания». В своей книге на новом витке Томас Сас утверждает, что истерики все же что-то вроде симулянтов. Вернее, их недуг не носит характер болезни в точном смысле этого слова. Скорее они пользуются другим языком, иконическим: «Мне так плохо, что я даже не могу говорить». Задача психотерапевта в этом случае не вылечить больного, а перекодировать иконическое послание на обычный язык вербальных символов. Когда он это сделает, то есть когда послание будет расшифровано, «болезнь» пройдет.
Психотерапия – это миф. Но миф – это не ругательное понятие. При помощи мифа человеческая культура строила грандиозные космогонические и космологические системы. Многие тысячелетия люди жили в мифологическом сознании, да, впрочем, живут и до сих пор. Тоталитарные мифологические системы, безусловно, вредны для общества. Что касается психотерапии, то она по крайней мере, как правило, безвредна.