0
1623

05.08.2010 00:00:00

Неустранимый антагонизм

Тэги: адорно, социология, лекция


адорно, социология, лекция

Теодор Адорно. Введение в социологию. – М.: Праксис, 2010. – 384 с. (Образ общества).

«Введение в социологию» – последний лекционный курс Теодора Адорно (всего 17 лекций), прочитанный им с 23 апреля по 11 июля 1968 года в Франкфуртском университете (причем несколько раз лекции переносились из-за студенческих забастовок). Но в отличие, например, от «Курса общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра, воссозданного по конспектам, «Введение в социологию» реконструировано в 1990-е годы по сохранившимся магнитофонным записям.

В книге сохранен характер свободной речи, в том числе вставки, мысленные возражения, повторы, мимолетные замечания, рефлексии по поводу собственного доклада и т.д. Читатель должен быть готов, что многие предложения ему покажутся излишне громоздкими. Вот типичный пример: «Если действительно дела обстоят так, что согласно пороговому значению те, кто объективно определяются как пролетарии, больше не имеют соответствующего сознания, и даже эмпатически отвергают у себя подобное сознание, так что в конечном счете – я имею в виду тенденции – ни один пролетарий больше не осознает себя в качестве пролетария, то, несмотря на эту объективность, употребление традиционного понятия классов очень легко получает фетишистский и догматический оттенок; и как раз здесь добавляется пункт – а я полагаю, это тот пункт, в котором следует весьма наглядно выявить эмпирический момент в социологии – в котором такое понятие, как понятие классов, следует просто сопоставить также с реальностью сознания и отдельных людей».

Книга интересна в первую очередь самой методологией. Во-первых, Адорно предупреждает студентов, что социология – сфера высокого профессионального риска, ибо «чем больше я понимаю общество, тем меньше нахожу себе в нем место».

Во-вторых, по мнению Адорно, социология – это весьма «расплывчатое образование», «агломерат совершенно отличных друг от друга дисциплин». Изучение социологии требует академической свободы, автономии обучающегося, который сам, подобно знаменитому мулу у Гете, «в тумане ищет свой путь». На этом основании Адорно отказывается от традиционного способа введения в науку: определить, что является ее предметом, затем – каковы ее основные области, потом – каковы ее методы. Если же определения все-таки звучат, то вместе с просьбой их не записывать.


Современным студентам далеко до героев 1968 года...
Фото Михаила Бойко

Заодно Адорно отказывается и от непрерывности изложения. Поскольку общество «конститутивно противоречиво», наука об обществе не может быть выстроена по образцу других наук. Более того, можно прийти к неожиданной мысли: «В сциентистском бесперебойном континууме социологического познания, что лежит в основе, например, великой системы Толкотта Парсонса, уже содержится нечто вроде гармонистической тенденции; что, следовательно, отсутствие разрывов в форме, изложении, в систематизации социальных феноменов – разумеется, бессознательно, так как здесь действует дух объективности, – имеет в себе тенденцию слегка закрывать глаза на конститутивно определяющие противоречия общества».

Значительное место в лекционном курсе занимает апология диалектической теории общества, полемика с позитивистскими подходами и особенно с господствующим в социологии эмпиризмом. По мнению Адорно, господствующий эмпиризм парадоксальным образом отсекает опыт, «абстрагируясь от своей явной историчности, от своих исторических импликаций, абсолютизируя нечто ставшее в действительности, как так-и-не-иначе сущее». Поэтому «элиминация исторического измерения представляет собой существенный инструмент для того, чтобы санкционировать и оправдывать сущее и наличное».

По завершении курса лекций Адорно писал, что с семестром «справился гораздо лучше, чем мог бы ожидать», однако его дальнейшая преподавательская деятельность была осложнена негативным отношением к студенческим волнениям 1968 года. Остается открытым вопрос: оказался ли Адорно в данном случае на высоте своей критической теории?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
377
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
438
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
301
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
323

Другие новости