Валерий Коровин ...накануне Империи: прикладная геополитика и сетевые войны. – М.: Евразийское Движение, 2008.
Для лексикона российского политического мейнстрима слово «геополитика» давно не является новым. По иронии судьбы таковым оно перестало быть после того, как «победа глобализма» стала очевидной вещью и ни о какой «войне континентов» речи, казалось бы, идти уже не должно. Фрэнсис Фукуяма писал об этом как о «конце истории». Валерий Коровин принадлежит к числу авторов, которые долгое время в ряде российских СМИ выражали с этим свое несогласие. По его мнению, глобализм – это стратегия экспансии одного из участников «войны континентов», а попытка скрыть, что никакого «конца истории» на самом деле не было, продиктована желанием дисквалифицировать геополитического оппонента.
Данный подход, что интересно, не чужд российским властям. Сегодня в ответ на заявление американских политиков о преимуществе западной цивилизационной модели президент Дмитрий Медведев заявляет, что Россия должна быть «глобальным лидером», а мир многополярным. Однако в своей книге Коровин показывает, что при всем желании Москва не готова дать адекватного вызова на глобальные задачи, которые ставит перед ней геополитика. Автор досконально описывает, как против России ведется «сетевая война», делает прогнозы о будущих угрозах для нее, с нескрываемым энтузиазмом критикует западную систему ценностей. Но «ответ альтернативы» так и остается лишь в качестве пожелания. Может быть, поэтому название книги начинается с многоточия. Империя как проект существует, а субъекта ее реализации нет. Россия для автора представляет некое неполноценное, незаконченное образование, так и не осознавшее своей геополитической миссии.
Потенциал для возникновения такого субъекта Коровин находит в исторической идентичности народов, населявших СССР и шире – всю Евразию. Интересно, что значительная часть книги посвящена Кавказу, где в августе нынешнего года произошло военное столкновение сторонников западного пути развития в лице Грузии и России, которая, по мнению автора, не только «защитила от истребления абхазов и осетин, но и защитила свои национальные интересы». Именно Кавказ, как пишет Коровин, стал той точкой, где риторика властей о «прагматических интересах» и партнерстве с Западом потеряла всякий смысл, четко обозначив столкновение геополитических амбиций России и США.
Кстати, линию этого столкновения автор прочерчивает не столько по каким-то географическим, сколько по социокультурным границам. Книга содержит немало аргументов в пользу жесткой линии внутренней политики властей. Эту «жесткость» Коровин призывает проявлять не только по отношению к противникам нынешнего режима Медведева–Путина, но и к чиновникам, коррупционерам и обладателям крупного капитала. Угроза, исходящая от них внутри страны, не менее опасна, чем внешняя агрессия, считает автор. Чего стоит хотя бы апелляция к опричнине Ивана Грозного, которая преподносится как идеальное решение разрыва между элитами и народом.
К прочтению книги призывают тележурналист Михаил Леонтьев и философ Александр Дугин. Они отмечают, что тексты в книге собраны по факту непосредственного участия автора в наполнении слова «геополитика» конкретным содержанием. Отмечается ее практическое назначение для анализа тех или иных событий в мировой политике. Не секрет, что в США, фактически родине геополитики, труды подобного рода имеют давнюю традицию и широко обсуждаются в высших эшелонах власти. В России стиль элитарного внешнеполитического текста только зарождается, и Коровин принимает в этом непосредственное участие.