Интересы современных книгоиздателей удивительным образом в корне расходятся не только с тем, что может быть интересно думающим читателям, но даже с тем, что им может быть полезно. В то время как давно известно, что все достижения культуры и все научные открытия происходят на стыке областей, издатели тщательно блюдут чистоту жанров и шарахаются от всех экспериментов на их границах. Им так проще раскручивать и продавать серии, которые напоминают специалистов, «подобных флюсу». Сейчас много людей с тремя, а то и четырьмя дипломами о высшем образовании, обладающих строго ограниченным кругом профессиональных возможностей. Диплом экономиста ему помогает составлять баланс в 1С, диплом юриста – правильно заполнять налоговую декларацию, а диплом психолога – не париться по поводу своего жалкого существования человека-функции┘ В идеале и вузы, и книги должны не просто давать некий объем знаний, а развивать кругозор...
Один мой друг, выпускник Московского физико-технического института, лет 15 назад вложил свои деньги в паевое строительство дома┘ Нетрудно догадаться, что спустя пару лет он оказался жертвой несовершенства этой формы жилищного строительства. Труднее догадаться, что он сделал потом.
В отличие от тысяч подобных ему бедолаг он не вышел на бессмысленную демонстрацию. Не стал, как они, сначала переживать, потом паниковать, а после пропадать┘ Будучи физиком по образованию, писавшим диплом об электромагнитных полях, он обложился самыми разными книгами по строительству и экономике, пакетами правовых документов, выпущенных московским правительством и касающихся субсидий обманутым вкладчикам┘ И разработал экономическую схему, пользуясь которой, дом можно было достроить и всем пострадавшим выдать – пусть и немного меньшей площади – квартиры! Потом он вместе с еще двумя энтузиастами создал некоммерческую организацию «Общество обиженных вкладчиков», и они достроили еще несколько домов!
К чему я это рассказываю? А к тому, что мой друг, как пел в свое время Высоцкий, «нужные книги в детстве читал». А потом ему на физтехе не просто дали какой-то набор практических навыков – его научили учиться. Получать знания и навыки самостоятельно. Ставить задачу, разрабатывать алгоритм ее решения и получать результат.
Хочется видеть как можно больше книг, балансирующих на грани между жанрами и дисциплинами. Например, когда математики занимаются социологическими проблемами. Или, когда в одном издании соседствуют «фикшн» и нон-фикшн, прошлое и настоящее, разные национальные традиции.
Такие издания развивают кругозор читателя, приучают мыслить философски и глобально, делают думающим человеком, а не ограниченным исполнителем┘