Юрий Бореев. Художественная культура ХХ века (теоретическая история): Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 496 с. (Cogito ergo sum)
Современная культура, отдельные произведения которой иногда вызывают наиболее бурные дискуссии, тем не менее достаточно редко становится у нас предметом специального теоретического рассмотрения, не говоря уже о преподавании. Так повелось еще с советских времен, когда достойным академического исследования считалась главным образом только совсем классическая классика. К сожалению, эта традиция продолжается до сих пор. Ведь гораздо спокойнее и безопаснее работать с признанными и мумифицированными своей музеефицированностью произведениями мертвых авторов. Разумеется, классику обязательно надо изучать и хорошо знать, но и про современность забывать не стоит. Наверняка далеко не все из актуальных сегодня авторов выдержат проверку временем, однако анализ даже нешедевров может многое дать для понимания происходящих и быстро меняющихся тенденций.
Отрадно, что за эту вдвойне непростую задачу – предпринять концептуальный обзор современности для студентов – взялся всемирно известный отечественный эстетик и теоретик литературы Юрий Борев. Его основной тезис кажется на первый взгляд очень простым – ключом к пониманию художественного процесса и непременным инвариантом любой художественной концепции выступает художественное направление. Именно удачно предложенный принцип позволяет последовательно разобрать направления модернизма и авангарда, постмодернизма и реализма в их различных проявлениях и взаимовлияниях, проследить восприятие художественных идей и – самое главное – разглядеть необходимость изменения той перспективы, из которой мы привыкли (по умолчанию) подходить к произведениям искусства. Поскольку обычно камнем преткновения на пути понимания современных произведений оказывается неготовность что-то специально делать, а удовольствие непосредственного восприятия они уже редко предоставляют: «Чтобы увидеть картину Сезанна, надо что-то совершить над собой».
Другое дело, что оценивать разнообразные результаты самовыражения современных художников нужно по-разному – в конце концов возможный отказ от оценки (пожать плечами и отвернуться или вообще не заметить) тоже представляет собой неизбежную оценку, а оценка всегда будет определяться принятыми ценностями, установками и допущениями относительно смысла жизни и задач искусства. Борев не скрывает, что его симпатии – на стороне реализма, на путях которого он надеется увидеть выход из кризиса современного искусства, отображающего кризисную ситуацию неблагополучия современного мира. Причем это совсем не мешает ему как критически относиться к отдельным проявлениям того же реализма, так и сохранять внимательное и уважительное отношение к другим подходам.
Конечно, если начать придираться, можно заметить, что иллюстрации только черно-белые, хотя и вполне приличные. Действительно, основное внимание уделяется литературе и живописи, хотя музыка, кино, архитектура, театр тоже присутствуют. Даже решение практически не затрагивать массовую культуру оправданно тем обстоятельством, что в ней так или иначе используются те же техники и приемы, которые были заявлены основателями соответствующих направлений.
Прозрачный стиль, взвешенная и спокойная интонация при упорядоченном и систематизированном рассмотрении превращают книгу в прекрасный справочник. Большое количество цитат помогает предоставить слово или самим творцам, или крупнейшим теоретикам, искусствоведам и культурологам. Здесь можно найти, например, подробные ответы на такие вопросы, как: чем хеппенинг отличается от перформанса, а партийность от ангажированности, какие предшественники были у концептуализма, что значит слово «дада» и др. Последовательное изложение и объяснение разнообразных художественных позиций сопровождается обращением к социальным контекстам и смыслам. Поэтому этот учебник современности (учиться никогда не поздно!) можно рекомендовать даже тем, кому современная культура и современное искусство непонятны или чужды.