0
1284

18.09.2008 00:00:00

Учебник современности

Тэги: учебник, культура, классика


учебник, культура, классика

Юрий Бореев. Художественная культура ХХ века (теоретическая история): Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 496 с. (Cogito ergo sum)

Современная культура, отдельные произведения которой иногда вызывают наиболее бурные дискуссии, тем не менее достаточно редко становится у нас предметом специального теоретического рассмотрения, не говоря уже о преподавании. Так повелось еще с советских времен, когда достойным академического исследования считалась главным образом только совсем классическая классика. К сожалению, эта традиция продолжается до сих пор. Ведь гораздо спокойнее и безопаснее работать с признанными и мумифицированными своей музеефицированностью произведениями мертвых авторов. Разумеется, классику обязательно надо изучать и хорошо знать, но и про современность забывать не стоит. Наверняка далеко не все из актуальных сегодня авторов выдержат проверку временем, однако анализ даже нешедевров может многое дать для понимания происходящих и быстро меняющихся тенденций.

Отрадно, что за эту вдвойне непростую задачу – предпринять концептуальный обзор современности для студентов – взялся всемирно известный отечественный эстетик и теоретик литературы Юрий Борев. Его основной тезис кажется на первый взгляд очень простым – ключом к пониманию художественного процесса и непременным инвариантом любой художественной концепции выступает художественное направление. Именно удачно предложенный принцип позволяет последовательно разобрать направления модернизма и авангарда, постмодернизма и реализма в их различных проявлениях и взаимовлияниях, проследить восприятие художественных идей и – самое главное – разглядеть необходимость изменения той перспективы, из которой мы привыкли (по умолчанию) подходить к произведениям искусства. Поскольку обычно камнем преткновения на пути понимания современных произведений оказывается неготовность что-то специально делать, а удовольствие непосредственного восприятия они уже редко предоставляют: «Чтобы увидеть картину Сезанна, надо что-то совершить над собой».

Другое дело, что оценивать разнообразные результаты самовыражения современных художников нужно по-разному – в конце концов возможный отказ от оценки (пожать плечами и отвернуться или вообще не заметить) тоже представляет собой неизбежную оценку, а оценка всегда будет определяться принятыми ценностями, установками и допущениями относительно смысла жизни и задач искусства. Борев не скрывает, что его симпатии – на стороне реализма, на путях которого он надеется увидеть выход из кризиса современного искусства, отображающего кризисную ситуацию неблагополучия современного мира. Причем это совсем не мешает ему как критически относиться к отдельным проявлениям того же реализма, так и сохранять внимательное и уважительное отношение к другим подходам.

Конечно, если начать придираться, можно заметить, что иллюстрации только черно-белые, хотя и вполне приличные. Действительно, основное внимание уделяется литературе и живописи, хотя музыка, кино, архитектура, театр тоже присутствуют. Даже решение практически не затрагивать массовую культуру оправданно тем обстоятельством, что в ней так или иначе используются те же техники и приемы, которые были заявлены основателями соответствующих направлений.

Прозрачный стиль, взвешенная и спокойная интонация при упорядоченном и систематизированном рассмотрении превращают книгу в прекрасный справочник. Большое количество цитат помогает предоставить слово или самим творцам, или крупнейшим теоретикам, искусствоведам и культурологам. Здесь можно найти, например, подробные ответы на такие вопросы, как: чем хеппенинг отличается от перформанса, а партийность от ангажированности, какие предшественники были у концептуализма, что значит слово «дада» и др. Последовательное изложение и объяснение разнообразных художественных позиций сопровождается обращением к социальным контекстам и смыслам. Поэтому этот учебник современности (учиться никогда не поздно!) можно рекомендовать даже тем, кому современная культура и современное искусство непонятны или чужды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
326
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
378
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
366
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
372

Другие новости