0
1642

03.07.2008 00:00:00

Баку ку-ку

Тэги: баку, город, русский, портрет, президент


баку, город, русский, портрет, президент Портреты двух президентов – отца и сына – встречаешь здесь повсюду.
Фото Александра Тягны-Рядно

Баку, а по-азербайджански Бакы, был самый интернациональный российский, потом советский город, язык сменил четыре алфавита за век, пока не остановились на латинице турецкого образца. Даже в азербайджанских бакинских семьях говорят между собой по-русски, так проще. Дети, как и повсюду в мире, перешли на английский. Некоторые бакинцы легко понимают турок, утверждая, что языки почти идентичны. В самом городе мне встретился всего один русско-не-говорящий – мальчик, оставленный в лавке ковров отлучившимся отцом. Но за пределами Баку русского уже не знают.

Бакинцы дружелюбны ко всем, кроме армян. Из интернационального Баку армяне бежали все до единого, уехали и большинство русских. Горбачев для азербайджанцев – абсолютное зло, в СССР каждому сверчку был жестко определен свой шесток, а для восточного менталитета – это условие мирной жизни. Как только ослабевает хватка ежовой рукавицы хозяина, начинается хаос. И ничего удивительного в том, что через каждые сто метров в Баку висят портреты покойного Гейдара Алиева, иногда вдвоем с сыном, нынешним президентом Ильхамом, что каждый бакинец хотя бы раз в день произнесет почтительно «Гейдар Алиевич».

Вот роскошное здание – его фонд; от аэропорта до парка все реперные точки носят его имя, вот памятник, вот построенная им гигантская мечеть на въезде в Баку, возле которой все водители останавливаются и кладут деньги в ящички по обеим сторонам дороги.

По сей день покойный Гейдар Алиевич носит официальное звание «общенационального лидера». На сторонний взгляд – чистый Ким Ир Сен, а на внутренний азербайджанский взгляд – хозяин, при котором можно было жить; годы, когда он уходил с поста, – это и были годы хаоса, резни, озверения. Ильхам – наместник или инкарнация отца, при нем по-прежнему можно жить («но он помягче», – говорят бакинцы). Гейдар Алиев правил республикой – советской, а потом суверенной – 35 лет.

У бакинцев любой национальности и социального круга много общего. Пафос. Велеречивость. Гордость за все азербайджанское. Рассказы о том, как много в округе красот, и обещания завтра же отвезти посмотреть их, разговорами и заканчивающиеся. Длиннейшие и сладчайшие, как пахлава, тосты.

Пахлаву, кстати, в ресторанах не подают (как и вообще сладости), это еда праздничная, на десерт – чай с вареньем. Чай пьют в армуды – маленьких грушевидных стеклянных стаканчиках. Только свой, азербайджанский. Здесь его часто пьют с чабрецом, подавая два чайника: в одном заварен чай, в другом – чабрец.

К двум достопримечательностям нас все же свозили. Одна – храм огнепоклонников, построенный индусами, но давно переделанный. Другая достопримечательность – горящая земля без всякого храма. Горит так называемый попутный газ, который образует слой между поверхностью земли и нефтью. Посмотрели мы на пламя, рвущееся из канавы, и подумали: если уж показывать, то хоть территорию как-то окультурить, кафешку открыть, сувениры продавать. Ну что-нибудь сделать. С этим в Азербайджане проблема. Как, впрочем, и в России. Все, что дальше центра Баку, – пустыри, свалка, запустение... Пейзаж, правда, другой: повсюду на преимущественно голой и сухой земле – нефтяные вышки.

Водитель очень гордится тем, что Азербайджан сочится нефтью. Великое будущее обеспечивается нефтью, повсюду стройки, и это единственное, что бакинцам дружно не нравится: город не узнать, сносят старинные дома, строят новодел.

Когда я прилетела, над городом стоял густой смог: то ли пыль от строек, то ли туман, никто так и не понял. Обычно здесь воздух прозрачен, поскольку Баку в переводе означает «город ветров», и ветры дуют то с моря, то с гор, из-за чего температура воздуха меняется сто раз на дню. Климат тяжелый – город стоит на море, и сырость пронизывает до костей. Плюс нефтяное «амбре» и загазованность от пробок, тем более что пару раз в день движение перекрывают для проезда кортежа президента и его гостей.

У стен Баку два цвета: темный – подсолнечной халвы и такой же грубой фактуры и светлый – тахинной халвы, гладкой, режущейся как масло, такими же кажутся и камни новых построек (строят, как водится, турки), обточены и ладно пригнаны, а старые будто булыжники налеплены друг на друга, подмазанные цементом, залатанные чем попало. Темные – древние, светлые – новые. Но древность столько раз разрушалась и перестраивалась, что первоначальный облик трудно себе представить.

В Старом городе на фоне «халвы» – яркие пятна ковров. Я ходила от одной лавки к другой, и торговцы разворачивали передо мной эти шедевры – невероятно, как сквозь века, через все ханства, халифаты, каганаты, монгольские и турецкие ига (от слова «иго»), сменявшие друг друга на территории, называвшейся некогда Кавказской Албанией, сохранилось волшебное искусство ковроткачества.

Ковровые узоры – каждый из которых имеет свое значение, – передаются из поколения в поколение уже несколько тысячелетий (утверждают, что азербайджанские ковры ткали уже в бронзовом веке!). Вкус, с которым краски и линии располагаются на коврах, не встретился мне в Баку больше нигде.

Глаз жителей Старого города – их называют «крепостные», поскольку они внутри крепости, – не замечает ковровых посланий на фоне «халвы»; но, выходя из крепостных ворот, ликует при виде бутиков дорогих брендов мира. Всех до единого – это нынешний гордый фасад Баку. Бутики – не для того, чтоб в них покупать (это, как говорят бакинцы, «для лохов»), а чтоб чувствовать себя мировой столицей. Символ Баку – Девичья башня, сооружение невиданной формы; никто не знает, что эта конструкция означает и когда и кем была возведена. То ли в I веке, то ли в XII. Она, как и дворец Ширваншахов, занесена в 2003 году в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой. Еще раз удивляюсь, как при варварском обращении с архитектурой азербайджанцы сохранили древнюю тайнопись ковров. Я себе один прикупила, притащила в дом кусок подлинной истории, которую бесконечно фальсифицируют словами.

Одно из достоинтсв бакинских женщин – уметь делать мелкую дюшбару, то есть мини-пельмени. В идеале в столовой ложке должно уместиться десять штук. Когда родители жениха приходят знакомиться с невестой, она должна приготовить дюшбару, и каков будет размер пельмешек, такова ей и цена. Это, конечно, не касается интеллигенции, которая живет по московским меркам.

Мне довелось пообщаться с Рустамом Ибрагимбековым (автором сценариев к фильмам «Белое солнце пустыни», «Утомленные солнцем», «Восток–Запад» и т.д.). Он засадил 50 гектаров виноградником и начал делать вино, так что скоро можно ожидать достойных азербайджанских вин. И еще создал в Баку киношколу. А все, к чему прикасается этот человек, плодоносит. Мы сидели в Центре современного искусства, который открыл академик живописи Фархад Халилов, художник с мировой известностью, с ним и с Рустамом, под его новое вино.

Баку–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
661
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
1835
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
1472
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
1250

Другие новости