На земле нет ничего прекраснее Крокодила!
Литография В.Гоппе из книги
Алина Витухновская. Мульти-пульти: Комикс. – М.: Издательство В.Гоппе, 2008. – 22 с.
Наверное, многие согласятся, что Культ Крокодила – это интереснейшее, что произросло на ниве рунета за последние несколько лет. Когда-нибудь кто-нибудь, без сомнения, напишет объективную историю «крокодилизма», но для этого ему потребуется как минимум дистанцироваться от описываемых событий. Пока же существует несколько разоблачительных «саг», составленных непосредственными участниками той драмы, сводящими между собой счеты.
Вкратце история такова. Однажды собралось несколько колоритных персонажей, с весьма маргинальными интересами, но бьющим через край креативом. Среди них были Владимир Фролов, более известный как популярный ЖЖ-юзер Yarowrath (который мог бы стать преуспевающим писателем-фантастом, если бы больше времени тратил на написание книг, чем на ведение блога), поэт-неоязычник Алексей Широпаев, оккультист-некромант Илья Лазаренко, культуролог Вадим Штепа, непримиримая нонконформистка Алина Витухновская, сверхактивный сетевой публицист Михаил Пожарский и многие другие не столь известные личности. Как бы то ни было, им удалось создать и, что гораздо более важно, раскрутить новый экзотический культ, в основе которого лежало символическое поклонение Крокодилу.
Участники тех событий чаще всего говорят, что Крокодил (он же Ящер, «Коркодел», «Краходил») – это мем, вернее, интернет-мем. Напомню, что мем – это информация, которая имеет свойство передаваться от человека к человеку и постоянно воспроизводиться. Интернет-мемы обычно представляют собой информацию (тексты, ссылки), добровольно передаваемую пользователями друг другу через интернет. Примером может служить слово «Превед», мгновенно заполонившее рунет.
Так вот Крокодил – это не просто интернет-мем, а интернет-мем, за которым стоит архетип. Энергетика этого символа коренится не в его прямом значении, звучании или написании (в отличие от слова «Превед»), а в мифологических пластах, которые он затрагивает, или, как сказал бы Карл Густав Юнг, «коллективном бессознательном». В этом смысле полноправными авторами «крокодилизма» могут считаться и Корней Чуковский, и Эдуард Успенский, и Алина Витухновская (я об этом писал в статье «Шершавый Подводный Рыцарь», см. «НГ-EL» от 06.09.07).
Отличие Культа Крокодила от ближайшего его родственника Культа Ктулху (также «хтонического») – во-первых, в том, что он не был импортирован из других национальных сегментов интернета, а во-вторых, в том, что с самого начала он был наполнен политическим смыслом.
Расчет «крокодилистов» был стратегически верен. Когда некий архетип задействован как символ правящей партии, архетип-антагонист естественным образом напрашивается в качестве символа противостоящих сил.
Со стороны все выглядело так, как будто русская «хтонь» на миг разверзлась и вспучилась огромным пузырем. Некоторое время он рос, пока не достиг внушительных размеров. Затем его инициаторы перессорились, и пузырь лопнул.
В итоге рептильная революция не состоялась. Россия не превратилась в гигантский террариум. Виртуальный аттракцион закончился. К медиавирусу выработался иммунитет. Одним словом, грустная и поучительная история.
Но отзвуки этой истории остались и еще долго будут доноситься. Один из этих несколько запоздалых отзвуков – изданная Виктором Гоппе рукодельная книга стихов Алины Витухновской «Мульти-пульти». Книгу иллюстрируют литографии Гоппе – комиксы про Крокодила. Прекрасное сочетание – зеленая рептилия и пророческие стихи Витухновской:
Я не тот арестант,
в полосатой пижаме ящер.
Я ползу не туда.
Я чувствую боль,
но хотелось бы настоящей
[Иногда].
Крокодил умер, да здравствует Крокодил!