0
1560

26.06.2008 00:00:00

Новый дневниковый период

Тэги: дневник, интернет, россия, зеркало


дневник, интернет, россия, зеркало Ведешь себе дневник, а в это время тебя разглядывают.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Дневник сродни зеркалу. Ведение дневника – вроде разглядывания себя в виде другого существа. При этом каждый ведет себя на свой лад. Одни надувают перед дневниковым зеркалом щеки и напрягают мускулы. Другие корчат рожи и изрыгают жуткие ругательства. Недавно пользовательница Живого Журнала tanyant, что выдает себя за писательницу Татьяну Толстую и одноименную ведущую «Школы злословия», объяснялась с аудиторией по поводу употребления ею матерной лексики. Объяснение свелось к обещанию: «и пока мне рот не забили глиной», ни в чем себя не ограничивать. Судя по знанию Бродского, и впрямь Т.Толстая. Глядишь, дождемся бумажного ЖЖ – в 7-м томе ПСС.

А иные пользователи дневников, наоборот, слез печальных не смывают, впадая в сладостную резиньяцию: в нашей жизни все хуже, чем кажется тому, кто думает, что мы живем лучше, чем хотим представить на самом деле. Третьи, пятые и десятые используют дневник для совершенствования – так танцоры делают па на фоне большого, во всю стену зеркала. Есть любители являть исключительно срамные части тела. Их дневники кто-то назвал мастурбацией на миру. Иные просто гадят из-за угла, уверенные, что им ничего не будет. Их коричневый национализм издает запах на всю округу.

В общем, глянешь со стороны и возопишь, как журналист Валерий Панюшкин: «Люди, я прочел ваши дневники: вы – ничтожества». А «люди», подняв в ответ многотысячный ор, бессознательно подтвердили реакцией, что клиническое определение касалось именно их.

Ведь дневник – это особое зеркало. Глядишься в него, а в этот момент с улицы тебя разглядывают. И ты это знаешь. И стараешься вести себя так, что ты это знаешь, но плевать хотел, и манифестируешь себя иным, третьим боком. Тут, господа, достоевские бездны: являть себе себя, слушая комментарии невидимых да еще и воображаемых реципиентов. Эдакая одиноко гримасничающая публичность, доходящая до пляски святого Витта.

Конечно, дневники были всегда. Но в интернете они приняли вид «восстания масс». Как кто-то заметил: глупость обрела микрофон. А русский Живой Журнал, публичные дневники миллиона взрослых особей – это особая статья. Недавно по этому поводу высказался американский создатель сети LiveJournal: «Всякий раз, вспоминая с друзьями русскоязычный сектор пользователей сервиса LiveJournal, мы смеемся, как сумасшедшие, – похоже, эти русские все приняли чересчур близко к сердцу... Мы-то писали друг другу всякую хрень, типа «я пойду отолью, а потом приходите ко мне на барбекю, захватите соль и спички», но то, во что превратили LiveJournal русские пользователи, не укладывается в голове. Это примерно как подарить папуасам пустую банку из-под кока-колы, а потом наблюдать, как они исполняют вокруг нее ритуальные обряды... Иногда, когда мы пили пиво, моя подружка любила прикалываться – «нечаянно» отключала сервер, а потом мы вслух читали панические сообщения от русских пользователей – это было очень смешно, примерно как спящему человеку щекотать нос перышком из подушки».

В России ЖЖ восприняли близко к сердцу, как нечто среднее между интимной исповедью, личным СМИ и общественным проектом по переустройству космоса, семьи, частной собственности и государства. Оно и понятно. Западный человек занят своей реализацией в социуме. У него нет времени для подробного самокопания, в котором ему поможет профессиональный психоаналитик, а не самопальное нытье. Мы – другое дело. Если в начале 90-х казалось, что гражданская энергия найдет выход в легальной и общеполезной частной деятельности, то сегодня мы все под колпаком спецслужебного государства. Делай что скажут, говори, когда спросят. Кто не с ними, тот против них.

Монополизированная нефть течет по усам, веселящий газ кружит начальству голову, корпоративный бандитизм тотальной коррупции не всем по нутру, да и сосков у поилки на всех не хватит. Даже гэбистам не хватает, куда же соваться остальным! Вот бедный обыватель и перетекает в самовыявление в зеркале дневника. А заодно в компенсацию многочисленных комплексов. Как говорит популярный слоган: «Обидно быть г-вном в реале? Хвали себя в Живом Журнале!»

Писатель Александр Генис назвал ведение дневника гигиеной души. Да, представим дневник гигиеническим средством для душевного отхаркивания, подмывания и макияжа. Когда это душевное подмывание открывается чужому глазу, оно производит впечатление, которое скоро затмит телесериалы. И станет та же писательница героиней вербального реалити-ЖЖ-шоу.

Еще Ролан Барт возводил автобиографические дневники к XVI веку, когда их латинское название diarium – поденные записи – без всякой брезгливости и отвращения соединяли с диареей и отхаркиваемой слизью: «Созерцаю свои фрагменты (правлю, шлифую и т.д.). Созерцаю свои отходы (нарциссизм)». Он же провел психоанализ явления: «Можно ли приступить к письму, не приняв себя за кого-то другого? В начале сочинения находится не другая книга, а другая поза – человек копирует чью-то роль. А потом – и чье-то искусство. Я начинаю писать, подражая человеку, которым хотел бы быть. Такое первичное желание (я желаю другого и посвящаю ему себя) задает тайную систему фантазмов, которые сохраняются на всех этапах жизни вне зависимости от того, что именно писал желанный автор».

Определив дневник как «зеркало души», не минуем и французского философа Жака Лакана, одарившего психоанализ теорией «стадии зеркала» в развитии Я. «Ликующее приятие своего зеркального образа младенцем, погруженным в моторное бессилие и зависимость от питания», – чем не описание начинающего жэжэиста?

Стадия зеркала – драма, в которой жэжэист измышляет фантазмы, постепенно переходя от раздробленного образа тела к ортопедической его целостности. Он инвентаризирует свое эго, в которое включает все окружающее. Цитирует чужое, как свое, выставляет чужие фотографии, радуясь открытию мира, который есть он. Говоря словами Лакана – «схрупывает» все вокруг себя, во все лезет, во всем считает себя докой. Постепенно, схрупывая все, подобно ненасытной личинке, становится «тысячником». В муках ЖЖ-невроза проходит школу душевных страстей и самопознания.

Он страдает комплексом кастрации, боясь, что безжалостные кураторы, направляемые то ли с Лубянки, то ли из-за океана (личинке не один ли хрен, кто ее сожрет), «заморозят» его ЖЖ, который жэжэист давно воспринимает в качестве фаллоса, реализующего его агрессивную власть над миром. Этот страх демонстрирует восприятие им своего ЖЖ в единстве фаллической доминации с онанистическим наслаждением. Отсюда и тяга к бранной лексике. И анальная регрессия к младенческому выяснению отношений.

Жэжэист формирует Другого как субъект своей агрессии, набухающих страхов, писучей разрядки. А когда кто-то возразит, что уж больно неприлично это со стороны, он процитирует Веничку Ерофеева, что именно так выглядит его самовозрастающий логос, который присущ ему как феномену. И, натурально, на него пошлет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1750
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1094
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
796
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1078

Другие новости