За каждым окном типовых башен своя жизнь. Обычный спальный район.
Фото автора
Недавно почти на самой крыше торгового центра на окраине Жулебина открыли галерею современного искусства. На автобусе привезли коллег арт-критиков, показали актуальное искусство, напоили вином, потусовали. Всех больше всего поразило наличие социальной формы движения материи за МКАД. Чисто, аккуратненько, аборигены похожи на людей. В галерее надо было выставить картину Н.Ярошенко «Всюду жизнь». Вот это было бы актуально.
Я живу здесь на вершине башни-«болгарки» (болгары строили), обозреваю окрестность: небо в облаках, дальний и ближний лес, Кольцевая автодорога. Как раз пересказывал дочери старый фильм «Пустыня Тартари» по роману Дино Буццати. Гарнизон на границе ждет нашествия варваров со стороны пустыни. Тоже актуально. Соединил пересказ с романом Дж. Кутзее «В ожидании варваров» и одноименным стихотворением Кавафиса: «Да ведь сегодня варвары придут сюда. / И император наш готов принять / их предводителя, – он даже приготовил / указ, чтобы тому вручить: указом сим / ему дарует титулы и звания».
Загорая после полудня на балконе с книгой в руках – заодно разбираешь залежи книг на четырех балконах, – размышляешь о «темных веках» над нами и стершемся нравственном законе внутри нас. Куда всматриваться и зачем? Что было, то и есть. Хроники историков надо распечатывать в газетах. Надежда, что будет иначе, – малодушие, которое надо вытравлять. Здесь – пейзаж времен, с которым надо слиться и замереть.
Еще в 1570-х годах при Иоанне Грозном сообщалось о деревне Ивана Жулебина под именем пустоши Остеевой. Это предшествует первым упоминаниям в 1623–1624 годах о соседних Люберцах (Либерицы), принадлежавших дьяку Ивану Грязеву. Дьяк вскоре возглавит посольский приказ, тогдашний МИД. Почему не предположить, что туда съехались иммигранты? Рядом Панки – от польских «панов». А иммигранты – разгромленные за несколько лет до того Габсбургами розенкрейцеры да богемские братья, тоскующие по своим чешским Либерицам.
С вершины моего прибежища видна рязанская дорога, ныне Лермонтовское шоссе. По нему из Москвы в начале сентября 1812 года отступала в беспорядке в сторону Люберец русская армия, а вместе с ней и все москвичи со скарбом. Около Жулебина наводили мосты через болотистые речки. Ночлег для армии определили на стыке Люберец и Панков. Народ бежал в панике, с ужасом глядя на разгоравшийся московский пожар. Никита Муравьев подобрал ночью на дороге лист газеты и без труда читал его в чудовищном московском зареве. Кстати, в Панках случилась и известная по «Гусарской балладе» встреча кавалерист-девицы Надежды Дуровой с Кутузовым.
Отойдем на век назад. В начале XVIII века владелец Люберец Прозоровский, по имени которого назывался нынешний дачный поселок Кратово, «отказал» Люберцы новому хозяину Александру Меншикову. Неудивительно, что в соседнем Косине напротив Жулебина опробовал в Белом озере свой английский ботик Петр I – Измайловский пруд показался ему мал.
А потом Петр умер, и репрессированный Меншиков ехал из Санкт-Петербурга в ссылку в Березов через те же Люберцы. Не сходится по карте? Ленинградское шоссе на северо-западе, а Люберцы на юго-востоке? Так его со всеми обозами и семейством не пустили на заставе в Белокаменную, и пришлось делать крюк для ночевки. И, видя это с башни, бормочешь стихи Михаила Кузмина: «Декабрь морозит в небе розовом, / Нетопленный темнеет дом. / И мы, как Меншиков в Березове, / Читаем Библию и ждем».
Ну еще чуть-чуть вспомню до кучи. В апреле 1753 года императрица Елизавета передала Люберцы великому князю Петру Федоровичу – будущему Петру III – и его супруге, будущей Екатерине II. Дворец Меншикова уже развалился, срочно строили флигель, молодые охотились и гуляли, Екатерина была в положении, по возвращении в Москву случился выкидыш. Зимой в Люберцах был уже ее роман с Сергеем Салтыковым, осенью 1754 года на свет появился будущий Павел I.
А за полтора века до моего окапывания в Жулебине за письменным столом с ноутбуком, – это середина XIX века, – тут было место бомжевания. Кучи слепых и немых нищих ходили побираться в соседние Вешняки, а ночевать и прокучивать подаяние возвращались сюда, в Жулебино.
Их можно понять, здесь в любое время года хорошо, а летом особенно. На выходные и в праздники никого нет, тишина, в июле и в будни все исчезнут. Если кто не на дачу, то в деревню, а если не у мусорных баков с проверкой новых поступлений, то на Кипр, в Турцию и Египет. Кругом небо, в полупустых супермаркетах, «там, где светло и чисто», как в рассказе Хемингуэя, сутки напролет гудят кондиционеры. Наткнулся и прикупил банки красной икры по 140 рублей за 140 грамм. И к свежим молочным коржам по 6,90 пристрастился, чтобы с кофе пить. Или покупаешь жестяные коробки китайского и цейлонского чая, потом смешиваешь, заваривая, чтобы над книгой не задремать. Так дзенские монахи себя чаем взбадривали. Несколько ложечек красного, зеленого, черного чая заливаешь в серебряном чайнике с тонким длинным носиком кипятком. Или вот открыл для себя фрукт помело – с ударением на среднем слоге. На чеке вычитал, что это «сладкий грейпфрут», цена льготная, из одного сорта сок выжал, из другого – получился гарнир тайской кухни к острым и жареным блюдам, да и в салат хорошо. А еще в одном магазине навострился скупать за полцены коробки хороших шоколадных конфет из-за истекающего через полмесяца срока годности.
Ну да, можно жить. Пассажиры электричек, проезжая мимо, видят на угловом доме лозунг: «Жулебино – цифровой район». Интернет позволяет вести самодостаточный образ жизни. Можно дойти до парка. А на бульваре включили фонтан. Или полчаса на электричке до кратовского пруда. А к железной дороге обещают подстроить ветку наземной линии метро. Платформу Косино открыли еще в 1898 году. А вот разговоры о метро ведутся с... 1889 года. Тогда его называли «конно-железной дорогой», но бельгийский подрядчик оказался аферистом. Посмотрим, что выйдет теперь.
Вставая с плетеного кресла, потягиваясь, вглядываясь в будущее, понимаешь, что и нынешнее Жулебино сиюминутно и преходяще. Что нас там ждет: орды с юго-востока, новый московский пожар с северо-запада? Почему описываешь Люберцы, а не Таганку? Неужели готов в случае чего «отложиться» в пользу Подмосковья? Да и пожары привык уже наблюдать с рязанской дороги.
А вглядываясь в лица прохожих, вспоминаешь историю про Содом и Гоморру. Как торговались с Господом: хватит полсотни праведников, чтобы не стирать населенные пункты с лица земли? А тридцати праведников хватит? А может, десятью обойдемся? В общем, не хватило. Сколько праведников нужно, чтобы удержать Жулебино? А толкователи говорят, что праведников, прячущихся по квартирам и балконам, недостаточно. Нужно, чтобы они где-нибудь в управе работали. Увы, последняя перепись населения ничего в этом отношении не показала.