Неверно считать философию продуктом интеллектуальной деятельности лишь созерцателей-одиночек или академических ученых. Философия творится совокупным духовным опытом всей нации. Чтобы понять мировоззрение народа, особенности его культуры и истории, необходимо понять его философию. У каждого народа свои пути в философии.
Чтобы глубже прочувствовать единство философского духа и народного мышления, нужно более плотно подойти к национальным истокам. Где их можно обнаружить? Там, где жив корень нации, где почва является живоносной и животворной стихией, сохраняющей жизнь. Таким пространством, объединяющим и географические, и духовные параметры народа, ставшим духовной единицей национального бытия, можно назвать понятие «отчего края». И соответственно метод постижения и проникновения в его суть логично обозначить как «философию отчего края».
Каждый народ живет не только в определенном геоисторическом пространстве, но и в культурных плоскостях Быта и Бытия. Быт связан с повседневностью, им определяется эмпирический облик жизни народа. Бытие – выход в запредельное, здесь религиозные святыни и главнейшие духовные истины. «Философия отчего края» позволяет понять глубинную связь Быта и Бытия, тем самым увидеть подлинный образ отечества.
Бытийная укорененность человека в родном пространстве-времени, в котором он обретает фундаментальный смысл своей жизни, и есть традиционный уклад существования. Он гарантирует человеку уверенность в смысловом и неслучайном бытии. Место выявления человека в Бытии есть сильнейшее метафизическое потрясение – переход из Ничто в Нечто. Силу отчего края представляют те культурные творцы, которые составляют ее нетленную славу. Именно они обосновывают абсолютность родной земли, ее «онтологическую привилегию». Воспевая родную природу, вообще все, что связано с местом рождения человека, они поднимают «родное» до «вселенского», давая почувствовать человеку его духовный универсализм «всечеловека».