Анна Бусел. Евангелие от Маркса. – М.: Алгоритм, 2007. – 256 с. (Левый марш).
Карл Маркс относится к редкой породе волевых мыслителей. В отличие от идеалистов-мечтателей, чьи теории абстрактны и умозрительны, волевой философ – непременно практик. Его цель – не просто угадать, но подтолкнуть в нужном направлении. Главное – вселить веру в своих современников. В древности таких людей называли пророками. Их воля двигает народами. «Как напишу, так и будет!» – думал Маркс, работая над своими трудами в тиши библиотек. А потом уже идеи обретали физическое воплощение, слово становилось плотью. И бунтующие массы рабочих по всему миру слушались пышногривого и бородатого «Мавра», который к тому же намеренно старался походить на античного Зевса. Библиотечный громовержец, он действительно кардинально изменил картину мира...
Предлагаемая вашему вниманию книга Анны Бусел озаглавлена достаточно провокационно – «Евангелие от Маркса». Прямая параллель с христианством, более того – объединение марксистской (материалистической) и христианской (мистической) парадигм в единый религиозно-политический дискурс вызывает закономерное возмущение как убежденных атеистов, так и искренне верующих людей. Действительно, нет более враждебных друг другу по сути мировоззрений, чем коммунизм и христианство. Тем не менее попытки осуществить подобный синтез предпринимались уже неоднократно.
Наиболее часто можно встретить рассуждения о духовной близости учений Христа и Маркса применительно к русской версии марксизма – большевизму. Это тем более парадоксально, поскольку именно большевики проявили себя активнейшими врагами веры Христовой. Сохранение института Русской православной церкви в советское время не меняет общей картины, потому как коммунистическая идеология СССР являлась принципиально атеистической и антирелигиозной. Дмитрий Мережковский даже «поблагодарил» неистовых ленинцев за то, что они своей откровенной ненавистью и причиненными страданиями отчасти возвратили христианам утраченную было огненность и самоотверженность веры, характерную для первых последователей Иисуса. И, несмотря на все это, «красные гностики» вновь и вновь всматриваются в пылающую звезду большевизма, силясь разглядеть в ее пламени очертания святого Креста. Поэтому неудивительно, что и рассматриваемая нами работа по большей части посвящена именно Ленину, а не Марксу.
По мысли автора, Ленин воплотил в жизнь истинные, очищенные от буржуазной «псевдотеологии» евангельские идеи, ранее изложенные Марксом в соответствии с требованиями времени. Анна Бусел выдвигает тезис об «извращении лжеучителями учения Христа в интересах господствующих классов» в III веке. То есть исконный «демократически-революционный» (по выражению Ленина) дух первохристиан вошел в противостояние с официальной Церковью и государством. В доказательство приводятся примеры средневековых и протестантских народных движений в Европе (Томас Мюнцер и другие), а также деятельность русских религиозных сект.
«Идеи Маркса и Энгельса, идеи Нового Мира, воплощенные в жизнь в ходе священной миссии Ленина, есть продолжение в эпоху Апокалипсиса идей Великого Учителя человечества – Иисуса Христа», – пишет Анна Бусел в завершение своей книги. Утверждение, мягко говоря, спорное.
Вот в этом и состоит главная ошибка «красных гностиков», тупик, в который они заводят как своих товарищей-коммунистов, так и верующих людей, симпатизирующих идеям справедливого мироустройства. Бесплодные и изнуряющие споры о духовной совместимости пятиконечной звезды и Креста уводят нас от главного вопроса современности: «Как преодолеть социальную энтропию, укротить ненасытного левиафана капитализма, поставить капитал на службу человеку, а не наоборот?»
Выйдя за рамки бытового морализаторства, что является непременным условием философской дискуссии, мы должны раз и навсегда развести марксизм и христианство. Это явления разного порядка, их противоестественный синтез порождает лишь нежизнеспособных монстров. Маркс не обращался к миру с религиозной проповедью, он занимался разработкой решений актуальных политико-экономических проблем. Как и Ленин. И глупо пририсовывать им светящиеся нимбы. Единственно правильной является позиция «Богу – богово, а Марксу – марксово».