0
1163

17.04.2008 00:00:00

Своя история


Зубной врач со своими инструментами – чем не воплощение метафизического ужаса?
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Была в гестапо, меня пытали инструментами вроде тех, что видела в каркассонском замке – времен инквизиции. Ох, как мучили: кололи, пилили, сверлили, потом взяли огромные клещи и вырвали зуб. Под наркозом я вспоминала сцены из голливудских фильмов тех времен, когда смотрела их запоем, – и в какой-то момент все пересмотрела, матрицы стали повторяться. В тех фильмах метафизические страхи материализовались в виде насекомообразных, а социальные – как застенок, где всей мебели – стол, на котором лежат зубоврачебные инструменты. Герой, сидя в пыточном – такие же в кабинетах дантистов и в космических кораблях – кресле, смотрит на них и раскалывается, а если стоек, как партизан, супостаты начинают применять инструменты, и, если б не внезапное чудесное спасение, нервы зрителей просто не выдержали бы.

Мне хотели вырвать два зуба, но моя врач, мой личный великий инквизитор, сказала палачу-хирургу: «Она – публичный человек, второй зуб надо сохранить». Непубличным лишние зубы, понятно, ни к чему. Убеждая меня, дрожащую как осенний лист, что приговор зубу подписан, моя любимая инквизиторша («стокгольмский синдром») произнесла слова утешения: «Нет зуба – нет проблемы». Со вчерашнего дня живу без проблем, если не считать проблемой то, что стала говорить с американским акцентом: каша во рту, вместо «з» произношу «the». Сижу с голливудской улыбкой: все же лучше помалкивать. Улыбаюсь бесчувствию, освещаемому ярким солнцем, мысли о том, что ужас оторвался от меня и прилип к прошлому, вместе с проблемным зубом. У меня нет проблем! (Нейролингвистическое программирование.)

Отверзшуюся черную бездну мне задекорировали белым заборчиком – временным, как огораживают особнячки прошлых веков на время реставрации, с нарисованным то ли прошлым, то ли будущим домиком. Потом заборчик снимается – а там что-то совсем не похожее на то, что было раньше, разъевшийся, пока был за заборчиком, дом в историческом костюме. Вот и мне обещают новодел лучше прежнего, а что делать, если свое, настоящее, оказывается не таким уж укорененным и ему, как моему зубу, одна дорога – на снос.

Мы вот разделяем историю на общую, как бы безличную – страны, цивилизации, – и личную, будто бы совершенно отдельную. Между тем и революции, и застенки начинаются где-то внутри каждого, где постоянное поле боя, и послевоенная свалка, и ромашки растут на этом же поле, и счастье, как солнце, бьет в глаз, так что он перестает различать, что там вокруг – преддверие тепла или последние его объятия. Вчерашнее я назвала гестапо, потому что в детстве запечатлелось: «пытки – это гестапо», а инквизицию наиболее живо я представляю себе именно по крепостному замку Каркассон на юге Франции: была там, водили меня в пыточную, показывали аутентичные инструменты. У нас стараются следы замести: ну там было – не было, ошибки-издержки, а французы позорных корней из клеток памяти не изымают. И зубы у тех, кто руководствуется этой логикой, – здоровые, белые, со своими корнями, даже у стариков. Не у всех – у большинства. А кто вынужден заменять свои на новодел – может, они с чем не справились в жизни? Ну вот отчего я с детства прихожанка стоматологов чаще, чем кого бы то ни было? Может, кусалась и мне надо было пообломать зубы? Может, хотела замкнуть свой Каркассон воротами, в которые посторонним вход воспрещен? Замок этот изначально чувствовал себя крепостью – тремя толстенными стенами окружен, чтоб никто близко не подошел, и на тебе – взяли, сюзерена вышвырнули, вассалов поубивали и занялись пытками – с чувством, с толком, с расстановкой.

Вчера мне мешало все: сбросила новые туфли, которые разнашивала дома. Муж говорит: наоборот, это отвлекает от больного места. А у меня – приплюсовывается, никакое малое неудобство не могу терпеть при сильной боли. А некоторые меньшего, чем шок, не замечают даже. В России каждый раз как что-нибудь рванет – одни начинают приплюсовывать туда же мелкие неприятности, а другие сосредотачиваются на микроскопических неполадках, чтоб не чувствовать ужаса, отвернуться, как зритель отворачивается в кино, когда героя начинают пытать.

Дни, предшествовавшие моему походу в гестапо, как бы морально готовили меня. В клубе «Билингва» проходила трехдневная конференция «Революция, данная нам в ощущениях». Выступали интеллектуалы со всего мира, среди которых был и мой старинный друг, давно уже живущий в Америке, Михаил Ямпольский. Он говорил о том, что революция из веера возможностей выбирает одну, рутине и слабости смыслов противопоставляет Смысл, революция – это неопределенность, которая отменяет себя в момент победы, превращаясь в деспотию смыслов, и что главная фигура революционного террора – «лицемер», поскольку он подменяет реальность символом. И революция сама – маска: за ней рутина реальности как бы исчезает, но никуда не девается же.

Тема конференции неслучайна: слово уже несколько лет щекочет слух, и чего-то «эдакого» всем хочется. Но что есть революция? Докладчики задавались вопросами: а научно-техническая, климатическая, сексуальная – это революции или нет? Был ли революцией распад СССР? Оранжевая, бархатная – это революции или просто рекламное словцо? Для меня главным смыслом конференции оказался тот, что понятия – все до одного – размылись, как дороги от непрекращающегося ливня информации и пиара. В сегодняшнем мире революции происходят по десять раз на дню, инъекции в мозг всех убийств, терактов, автокатастроф, безнаказанности, смешались в крови – хочется сделать переливание, хотя бы чтоб пиявка сняла с нее пену.

Иногда я просыпаюсь не потому, что выспалась, а потому, что становится скучно; в эту ночь целебные сновидения сбежались ко мне, и я жадно впитывала их, насытившись только после полудня.

Сидим с Микой Ямпольским в перерыве, собираемся обедать, тут подсаживается известный искусствовед-куратор и начинает рассказывать, как он пишет письма в ФСБ, чтоб устроить у них на Лубянке выставку, обещает улучшить имидж организации за рубежом, а они отказываются, счастья своего не понимают. Еще он стал ездить в синагогу ради какого-то принадлежащего ей гаражика. «Хочешь оттяпать?» – спрашивает Мика. «Уже оттяпал. А потом еще с Абрамовичем, на его яхте, тоже выставку┘» Я подозвала официантку и отказалась от обеда. Тут подбежал поэтический куратор, Даня Файзов, и рассказал, что возвращавшегося накануне с вечера поэта пырнули на улице ножом (теперь он уже выздоравливает). Художникам-то еще хуже, думаю я, поэта могут однажды убить, а тут арт-рынок, постоянно надо продаваться.

Тут же прилетела еще одна новость: в Берлине пропала Аня Альчук, поэтесса и художница. Искали ее три недели – никаких следов. Предполагали всякое: что ее убили православные активисты за выставку «Осторожно, религия!» (грозились вроде) или еще какие активисты. Наверное, в тот день весь этот ужас и проломил метафизически изгородь моих зубов, вышиб створку. Или слишком уж я бахвалилась: «Зуб даю, что ни инквизиция, ни законы джунглей никогда не вернутся», – ну вот мне и сказали: «Давай зуб».

Аню нашли в реке. По предварительной версии, самоубийство. Что-то вытолкнуло жизнь изнутри. Это вообще самое страшное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
661
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
1835
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
1472
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
1250

Другие новости