Что человек должен сделать, чтобы начать мыслить?
В своей работе «Что такое просвещение?» Кант призвал нас рискнуть и положиться на свой ум. Почему рискнуть? Разве это не «так естественно»: думать? Проблема состоит в том, что тело не создано для мысли. Оно наполнено всякими желаниями, влечениями, фантазиями. Вот тебе захотелось подумать, а тело тебе говорит: «Займись мной. Смотри, сколько вкусных вещей на витрине┘» И ты смотришь. И никакой мысли поймать уже не можешь.
Но тело – это еще не вся трудность. Мешает мыслить язык. Он тебе предлагает свои слова, речевые формулы, а они, как правило, банальны и сами собой разумеются. Ведь говорить – значит быть в порядке Другого, там, где уже существуют готовые смыслы и значения. В языке есть только Другой, и нет места для тебя и твоей мысли. Так что однажды тебе нужно вступить в борьбу с языком. Тебе придется, подобно Моисею, разомкнуть воды словесного моря, чтобы увидеть дно смысла и успеть рассказать об увиденном на каком-то новом, неизвестном еще языке. И все будет против тебя. Ибо никто тебя не поймет, и тебе самому захочется вернуться к обыденному языку, оставив мысль. Смелость мыслителя в том и состоит, чтобы не испугаться репрессий языка и культуры по отношению к сознанию и мысли.
Но и борьбой с языком все не заканчивается. Ведь есть еще воображаемое, а оно противостоит знаковому ряду культуры. И мыслитель должен построить между ними переход, тоннель. Этот переход и есть сознание. А быть все время в сознании трудно. Почему? Потому что быть в сознании – значит вступить с собой в нулевую коммуникацию, то есть услышать себя, узнать, что ты думаешь. Тогда как весь мир снова будет против такой сосредоточенности, заставляя тебя или замкнуться лишь на собственных ощущениях, или полностью забыть о них и вернуться в культуру. Но ты, несмотря ни на что, должен оставаться в сознании. В этом, на мой взгляд, и состоит мужество мыслителя.